Вот снова в Инете очередное сообщение ДТП с гибелью нескольких человек….. Опять пойдут разговоры по поводу необходимых мер для снижению числа таких происшествий. Список «мер» традиционный. Улучшить подготовку водителей, строить хорошие дороги, усилить ответственность, может, прогнать взашей очередного начальника ГИБДД, ну и тому подобное.
Слов нет, это нужно делать. Но ! Необходимо для начала признать очевидные факты. Во-первых, что безобразия на дорогах – это своеобразная болезнь общества на данном этапе его развития., и что с болезнями, тем более такими опасными, нужно бороться активно.
А для этого необходимо для начала признать сам факт их наличия и серьезность положения, так сказать, поставить диагноз, определить причину, и назначить лечение. . А лечение бывает как терапевтическое, так и хирургическое, в зависимости от стадии и состояния «больного». И как раз с этими делами на сегодня вижу много-много проблем.
В общественном сознании незаметно понимания как серьезности положения, и что меры надобно было принимать «уже вчера», так и того, что время для исправления еще не упущено. Но нужно торопиться, пока не пройдена "точка невозврата".
Допустим, факт «болезни» вполне осознается . Но каковы причины ?
Нужно отдать себе отчет о таком интересном факте. Думаю, со мной согласятся многие , что автомобиль - это «не роскошь а средство передвижения», но не только это ! Если угодно, это своеобразная «лакмусовая бумажка», которая делает выявляет некоторые свойства характера "человека за рулем" Вот тут я позволю себе утверждение, которое без сомненья вызовет споры, а может быть и возмущенный свист в мой адрес. Но заявление это я делаю, как водитель с более чем полувековым стажем. Как человек, которому довелось, правда, очень давно, заниматься вопросами безопасности дорожного движения профессионально. (Руководил несколько лет отделом безопасности движения серьезного транспортного управления) Насмотрелся всякого.
Так вот, когда человек садится за руль, особенно, за руль "крутой тачки". то наружу нередко, (а может, и часто) , вылезает «негатив», о существовании которого в своем характере он мог и не подозревать. Понятное дело, не у всех, но у очень и очень многих.
Вот, и в ДТП, подтолкнувшем меня к написанию этого материала, участвовали два очень не простых авто.
Ясное дело, пока никакой информации о причинах ДТП, и кто виноват в нем, еще нет. Да возможно, она и не появится в СМИ Но как бы все это не выглядело, рискну предположить, что основная причина – тот самый «негатив», о котором я сказал выше. И СЕМЬ человек (!) заплатили за это своими жизнями…..
То, что автомобиль является средством повышенной опасности, общеизвестно. Как и то, что управление им, равно как и другими подобными средствами, требует специальных навыков и предъявляет определенные требования к состоянию здоровья. в том числе и психического, признано везде и всюду. Но почему никому не приходит в голову, что далеко не всем, даже вполне нормальным и здоровым людям, можно доверять управление этими средствами ? По некоторым их личным качествам.? Например, повышенной склонностью к риску ?
И что мы нередко видим на дорогах ? Вот огромный «сундук» из левого ряда через две полосы сворачивает направо. Или наоборот, из правого - налево. И за рулем при этом может оказаться не малолетний «отморозок» в машине, купленной на не им заработанные деньги, а вполне респектабельная дама, иногда и "бальзаковского" возраста…… Ну это так, к слову. Да простят меня милые дамы ! Хотя "женщина за рулем" - тема особая, и я бы сказал, деликатная. Но об этом в другой раз.
Но главная беда не в этом. Сформировалась уже довольно многочисленная категория водителей, мужчин и женщин, которые ПДД не соблюдают, так сказать, ИЗ ПРИНЦИПА , по сути их презирают, считая себя выше этого, и вправе решать, когда соблюдать ПДД следует, а когда нет. Им в свое время не объяснили, как это сделал мой первый инструктор по вождению, что «Все правила безопасности, в том числе и ПДД, написаны не чернилами, а кровью пострадавших!» А как известно, дурной пример заразителен! И даже очень. Поэтому имеем на дорогах то, что имеем….
Ясное дело, если водитель "со стажем" говорит, что он никогда не нарушал ПДД, этому человеку следует "плюнуть на ботинки !" В рожу - слишком много чести.
Конечно, врёт. Такое невозможно в принципе. Я сам тоже не идеал. И нарушения были, и в ДТП попадал, и виновным бывал… Но сейчас не об этом.
Подавляющее большинство водителей – люди вполне вменяемые и адекватные. И понимают, что только взаимоуважение всех участников движения, основанное на знании, УВАЖЕНИИ, и соблюдении ПДД – единственно возможный путь. Свидетельством роста этого понимания являются видимые изменения в «массовом поведении» на дорогах. Ну взгляните – пешеходов пропускают даже не только на переходах, но и в неположенных для этого местах. И никаких гудков ! При плотном движении люди как правило, поступаются своим преимущественным правом, и позволяют друг другу перестраиваться из ряда в ряд. Но и тот, кому надо перестроиться, тоже спокойно включает «поворотник»,, едет параллельным курсом, и ждет. И если не первый, так второй, не второй, так третий обязательно пропустит. А того, кто станет « пихать свою нахальную морду», будут дружно оттеснять все ! Такой вот момент воспитательный. При этом можно утверждать, что рост самосознания водительского сообщества обуславливается как раз стремительным ростом "автомобилизации" как явления. Просто большинство понимает, что иначе вести себя просто нельзя. Выйдет себе дороже.....
Можно привести массу других примеров подобного поведения, уважительного отношения друг к другу, что дает мне право надеяться
и утверждать, что время для радикального улучшения положения с аварийностью еще не упущено.
Но ! "Погоду" с аварийностью делают не эти нормальные люди. Все неприятности, как правило исходят от вышеупомянутой категории «беспредельщиков». А принимаемые в настоящее время меры, типа наказаний за «агрессивный стиль», увеличения размера всевозможных санкций, и т. п., радикально проблему не решат. И вот почему.
Но начну с исторического примера. Однажды Эдгара По (полагаю, читающие эти строки знают, кто это такой) «журналюги» спросили: «,Скажите пожалуйста, мистер По, а как Вы представляете себе будущее воздухоплавания ?» На что этот образованнейший, передовой человек ответил: «Будут воздушные шары на 2000 человек !» Но почему он так сказал ? Да просто в то время ничего другого, кроме «монгольфьеров» на 2-3 человека, не было. Что появятся аппараты качественно новые, тяжелее воздуха, он и представить себе не мог !
То есть, любое серьезное движение вперед возможно только на качественно новом уровне принимаемых решений. А те меры, которые принимаются только на основе изменений количественных, успеха не принесут. Если не провалятся вообще.... И это справедливо вообще, а не только в отношении безопасности движения.
Поэтому выход из положения я вижу в одном. Необходимы меры, которые радикально перевоспитывали бы "беспредельщиков" всех мастей. А не готовых или не способных, тем паче, не желающих изменить свое поведение, убрать с дороги ! Совсем ! Отобрать права навсегда, без возможности восстановления.
Таких не так и много. И если эта публика пересядет на общественный
транспорт, или наймет себе адекватных профессиональных водителей ( а средства наверняка им позволят. Вспомните пресловутую Мару Багдасарян), то страна и общество ничего не потеряют. Даже приобретут! Ну, скажем, немало спасенных жизней….. Ведь были когда-то опубликованы удручающие данные, что ежегодно мы теряем в ДТП на дорогах страны больше людей, чем за все время афганской войны..... Вот и за первое полугодие текущего года мы уже потеряли около 10 000 человек! (данные на 25.08.2019 г.) Это в мирное время.....
Понятное дело, предвижу шквал проклятий в свой адрес, но и чисто технические вопросы..
Проклятия и проклинающих я «имею ввиду». Что касается вопросов, так сказать, "техники дела", разберем возможные варианты.
Очевидно, что , сейчас нет, да и вряд ли возможны в принципе методики, позволяющих заранее определить, как поведет себя на дороге новоиспеченный «водила». Ведь если человек прошел медкомиссию, обучился как положено, сдал экзамен, то не выдать ему права нельзя. Да и не нужно. Пусть получает, радуется, ездит, и даже правила нарушает !Ведь все нарушают, как ни крути. Но когда "процесс пошел", то как мне представляется, можно предложить меры, которые во-первых, помогут определить "профпригодность" человека, его способность осознавать ответственность, а во-вторых, могут стать и самым серьезным воспитательным моментом для тех, кого еще можно перевоспитать.
Вот например, выделить в особую группу все нарушения. которые могут быть совершены только вполне осознано, присвоив им статус "преднамеренных". Список их должен быть четким, исключающим
произвольное толкование, исчерпывающим и закрытым.
Наказание за преднамеренные нарушения установить только в виде лишения права управления ТС на определенный срок. увеличивать его за "рецидив", а в третий раз - изымать права насовсем, и навсегда, без возможности восстановления.
Очевидно, что при кажущейся простоте предлагаемого подхода вопросов возникает множество.. Во-первых, потребуется серьезно изменить административное законодательство в части, касающейся ПДД, а это будет "продавить" нелегко, ведь понадобится инициатива законодательная, а где энтузиаст с соответствующими полномочиями?
Во-вторых, надо выработать механизмы выявления и объективной фиксации таких нарушений. Придется подумать, как быть с "коррупционной" составляющей, и много еще чисто технических вопросов.
Но если предлагаемый, или ему подобный план удастся провести в жизнь (а именно, убрать с дороги "беспредельщиков"), то у "горе-водил" останется только два выхода - изменить себя, или умножить ряды пешеходов или пассажиров....
Предвижу возгласы типа "Опять очередная кормушка для "ментов" Но во-первых, такая "кормущка" уже имеется, а во-вторых, какая разница нарушителю, кому платить ? Раз заплатит, причем наверняка очень крупную сумму, два раза, глядишь, и надоест. Да и "богатый папа" в конце концов возьмется за ремешок...
Разумеется, это лишь идея. Многие существенные подробности надо очень серьезно прорабатывать. Но на мой взгляд даже просто достаточно широкое её обсуждение могло бы принести пользу.
Однако пора закругляться. Хотел покороче, а получилось, как всегда. Но тема уж очень непростая.
С уважением к терпеливому читателю
Александр Демидов
Но об этом - в следующий раз. Продолжение следует....
С уважением к читающим
Александр Демидов
P.S. Несогласные, или обиженные могут "послать" меня
по тел. (921) 963 76 11