Найти в Дзене
Я люблю кино

По беспределу. Самые безбашенные «перестроечные» фильмы

Оглавление

Годы «перестройки» подарили нам много ярких фильмов, в своей неподражаемой манере рассказывающих о новом, более свободном времени. Некоторые из них, такие как «Игла», «Курьер», «Асса» и «Маленькая Вера», остаются на слуху и по сей день. «Я люблю кино» расскажет про несколько менее известных, но производящих сильное впечатление картин.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Я люблю кино» в Яндекс Дзене, чтобы не пропускать наши новые публикации.

«Меня зовут Арлекино» (1988)

Двухсерийная драма Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино» рассказывает о гопниках, живущих на забытом Богом полустанке и временами посещающих город, чтобы развлечься — т.е. намять бока неонацистам, обрить патлы панкам или навалять ещё кому-то, кто не вписывается в их картину мира. Неформальный лидер этой тусовки, Андрей по кличке Арлекино (Олег Фомин), тужит из-за того, что его девушка Лена (Светлана Копылова) свалила к более успешному городскому «мажору» (Игорь Кечаев). В кульминационный момент картины Лену будут насиловать прямо на глазах у Андрея.

В картине «Меня зовут Арлекино» сложно найти положительных персонажей, хотя тем, кто зацепил восьмидесятые не краем жизни, будет вполне понятна обречённая озлобленность парней с «вагонки».

Эта публикация подготовлена в сотрудничестве с Anews.

«Трагедия в стиле рок» (1988)

-2

В 1988 году о проблеме наркомании громко поведал фильм «Игла», однако не менее яркое (хотя и более сумбурное) высказывание на ту же тему позволил себе режиссёр Савва Кулиш в картине «Трагедия в стиле рок». Чтобы два раза не вставать, Кулиш в том же фильме предупреждает молодёжь и об опасности сект.

Главный герой, подросток Виктор Бодров (Алексей Шкатов), после ареста своего отца (Юрий Лазарев) впадает в депрессию и становится лёгкой добычей для самозваного гуру, зовущего себя Кассиус (Алексей Маслов). Бритоголовый негодяй превращает квартиру Виктора в наркопритон, насилует его сводную сестру (Ольга Алёшина) и становится причиной нескольких смертей. Фильм так живописно показывает деградацию личности под действием наркотиков, что его можно использовать как пропаганду ЗОЖ.

«Беспредел» (1989)

-3

Снятый в 1989 году фильм «Беспредел», рассказывающий о царящих на «зоне» порядках и конфликтах между «блатными» зеками и обычными заключенными, обрёл в конце «нулевых» огромную популярность в среде АУЕ-школьников, для которых эта картина стала основным источником информации о криминальном жаргоне, «мастях» и неписаных правилах поведения в местах лишения свободы. «Беспредел» растащили на цитаты, а сыгравший зека Пистона актёр Наиль Идрисов стал героем мемов.

Вместе с тем в «Беспределе» можно увидеть действительно любопытные актёрские работы Льва Дурова, Сергея Гармаша и Андрея Ташкова, которые превращают незатейливую в общем-то историю в нечто, заслуживающее внимания.

«Сатана» (1990)

-4

Центральный персонаж психологической драмы «Сатана» и в самом деле ведёт себя как дьявол, выбравшийся из ада в агонизирующий Советский Союз. В самом начале картины молодой человек по имени Виталий (Сергей Куприянов) убивает юную девочку (Жанна Шипкова), после чего прячет тело и начинает требовать с её матери (Светлана Брагарник) выкуп, обещая вернуть «пропавшую» дочь. С какой-то невообразимой лёгкостью советский социопат разрушает жизни людей, с которыми сталкивается, оставаясь при этом безнаказанным.

— Все люди это просто мясо, много мяса. Особенно это хорошо видно в Москве, на первомайской демонстрации, — цинично заявляет Виталий в одной из сцен фильма.

«Нога» (1991)

-5

Фильм «Нога» замышлялся режиссёром Никитой Тягуновым как своеобразное переложение одноимённого рассказа английского писателя Уильяма Фолкнера, но некоторые критики углядели в нём и параллели с гоголевским «Носом». Главный герой ленты, молодой человек по имени Мартин (Иван Охлобыстин), был сломлен на афганской войне и потерял там не только друга и ногу, но и целостность рассудка.

Картина «Нога», в отличие от приведённых выше фильмов, не пытается шокировать зрителя «чернухой» и даже содержит гуманистический, антивоенный посыл, но выбранный режиссёром способ подачи и сюрреалистичный финал способны начисто сорвать башню.

По вопросам рекламы: ads@anews.com