Найти в Дзене

Самообразование + опыт = индивидуальность

Одной из ярких особенностей человеческой психики является упорное нежелание использовать в своей жизни чужой опыт. Но если лично я, с самого детства брал во внимание чужой опыт, искал ему подтверждение или наоборот — опровержение, то большинство людей шарахается от опыта и советов других людей как от чумы. На самом же деле — это всего-навсего внутренние амбиции, которые мешают человеку адекватно реагировать на приходящую информацию. Многие даже обижаются на помощь или совет, мотивируя это примитивной формулировкой «Что я, сам (а) — дурак (дура), что ли? И без ваших советов обойдусь!» Люди ошибочно считают, что совет более опытного человека принижает их в своих же собственных глазах. И в этом смысле, человек, осознанно отказывающийся от полезной информации, ради собственных амбиций, в действительности является, мягко говоря, не очень умным. Сейчас я уже могу честно признать, что и сам часто бывал временами откровенным дураком. Именно поэтому и говорю сейчас об этом открыто.

Но с другой стороны — никогда не нужно навязывать человеку свои советы, мысли, идеи и опыт. Ими можно только делиться и исключительно при наличии желания кем-то их воспринимать. Есть же хорошая поговорка про метание бисера…

Вспомните, как вы шли в школу в первый класс — вам было всё в новинку, всё интересно и какое-то время вы получали от этого удовольствие. Но мало кому удалось получать удовольствие от обучения, абсолютно все годы, проведенные в школе. Причин этому, конечно же, много. Но одна из них — принудительное получение знаний. А от того, каким способом человек получил информацию — очень сильно зависит её усвояемость и отношение к ней на протяжении дальнейшей жизни. Ведь все прекрасно знают, что по окончании школы — некоторые предметы, изучаемые на протяжении нескольких лет, навсегда останутся в нашей памяти, а другие — мы стараемся забыть как страшный сон. Причины этому две: неспособность преподавателя пробудить интерес к тому или иному направлению обучения и индивидуальные особенности каждого конкретного человека. «Учитель, пытающийся преподавать без того, чтобы внушить ученику желание учиться, кует холодное железо.» Хорас Манн

Глупо считать, что все мы рождаемся одинаковыми. Наоборот — мы появляемся на свет уникальными существами, но, впоследствии, окружающая действительность и социум старательно нас оболванивают и, всеми, возможными средствами, унифицируют. И делается только с одной единственной целью — упростить механизм управления обществом в целом и каждым из нас в отдельности. Именно поэтому так «опасны» люди, имеющие свои собственные мысли, зачастую совершенно не стыкующиеся с общепризнанными догмами. Управлять человеком, который предпочитает доверять своей собственной голове, своему личному опыту и своему индивидуальному мировоззрению — крайне сложно. Все остальные — без проблем управляются примитивными инструментами, типа «кнута» (законов и силовых методов) и «пряника» (деньги и другие материальные блага). Одних можно просто запугать, других — элементарно купить. Увы, человек в последнее время сам себя не очень уважает и именно поэтому оба способа прекрасно работают.

На самом же деле, по моему глубокому убеждению, необходимо, наоборот — с самого детства сохранять, поддерживать и развивать любую человеческую индивидуальность. Именно общество, состоящее из множества ярких индивидуальностей, и будет — наиболее качественным, интересным, продуктивным и перспективным. Общество «клонов» — хорошо только для тех, кто им управляет.

Конечно, каждый вправе решать — как ему осуществлять самообразование и где черпать новые знания. Но я в последнее время пришел к выводу, что в наших головах такое количество ненужной информации, что зачастую именно это и мешает нам свободно мыслить, рассуждать и анализировать что-либо не предвзято.

Получается парадоксальная ситуация: чтобы делать какие-то умозаключения — нужна информация, но её избыток (особенно совершенно бесполезной) — мешает мозгу продуктивно работать и делать правильные выводы. Естественно, это моё сугубо индивидуальное мнение, но оно тоже пришло в результате многолетнего жизненного опыта.