В 1748 г., через десять лет после начала изучения Геркуланума, начались раскопки в Помпеях, которые первые исследователи ошибочно принимали за Стабии. На первых порах копали без всякой системы: работы велись на пересечении виа Стабиа и виа ди Нола, в амфитеатре, который был уже узнаваем, а также на том месте за Геркуланскими воротами, которое известно как вилла Лицерона.
Полученные первоначальные результаты оптимизма не внушали, и было решено перенести усилия на более многообещающие Граньяно (Кастелламмаре-ди-Стабиа) и Геркуланум. Раскопки в Помпеях возобновились в 1755 г. Руководил ими военный инженер Р. Дж. Алькубьерре, которому помогали еще двое инженеров: К. Вебер и позднее Ф. ла Вега, которые отвечали за документацию, составление чертежей зданий и ведение журнала раскопок. На первоначальной стадии основной целью работ было обнаружение произведений искусства - живописи, скульптуры и прочего, а потому документация составлялась не столько с научными целями, сколько для сборщиков налогов. После того, как раскопки в помещениях заканчивались, за дело брался Ч. Падерни - куратор музея в Портичи.
В его задачи входило отобрать вещи, достойные личного собрания короля, и уничтожить остальные, дабы они не попали в негодные руки. Отобранную живопись, используя специальную технологию, отделял от стен скульптор Канарт. Затем ее увозили, вставляли в рамы и развешивали по стенам, как в картинных галереях. Достав все ценное, здания снова засыпали землей. Далеко не все одобряли подобную методу ведения раскопок. Резкая критика со стороны И. Винкельманна и протесты многих других специалистов, в конце концов, заставили короля Карла III положить конец этой разрушительной практике.
В 1765 г. управляющим раскопками стал Ф. ла Вега. Его метод заключался в том, чтобы оставлять обнаруженные памятники для всеобщего обозрения, особенно после того, как были открыты великолепные вилла Диомеда и виа делле Томбе. Несомненно, что ла Вега был наилучшим и самым дальновидным из археологов XVIII в. Он упрямо настаивал на том, что раскопки каждого здания нужно производить так, чтобы оно предстало во всей своей целостности. Он также начал практиковать реставрационные работы, чтобы наилучшим образом сохранить на своих местах как сами архитектурные памятники , так и все остальное, что не было вывезено в королевский музей. Ла Вега начал также вывозить с места раскопок вынутый грунт, чтобы он не мешал дальнейшему проведению работ. И все же раскопки продолжали вести в отдельных точках, вместо того чтобы последовательно переходить с одного участка на соседний. Изучены были главным образом два района - Театральный на южной стороне и виа делле Томбе на северной.
С установлением над Неаполем французского господства (1799-1815) ситуация радикально изменилась. Благодаря в первую очередь интересу со стороны Каролины Бонапарт, жены неаполитанского короля Иоахима Мюрата, был разработан план отчуждения в государственную собственность всей земли, на которой прежде стоял город, и соединения секторов, где уже были проведены раскопки, между собой, чтобы создать маршрут для посетителей. Позднее раскопки прошли вдоль всей городской стены, чтобы определить местонахождение ворот и, таким образом, расположение основных улиц. В конце концов, все части города были методично, с запада на восток, очищены от вулканических обломков. В основе плана лежала преемственность: первой шла неаполитанская бригада, за нею следовали помощники. Силы на это были брошены впечатляющие; по временам на раскопках одновременно трудились более полутора тысяч рабочих. И тем не менее план оказался чересчур амбициозным, и когда в 1815 г. к власти вернулась династия Бурбонов, только часть его была осуществлена: землю экспроприировали, и район театра посредством раскопок Форума соединили по виа Консоларе и виа делле Томбе с прилегающим с севера сектором.
По сравнению с лихорадочной активностью в период французского владычества, в эпоху правления Бурбонов (1815-1863) работы стали вестись значительно медленнее . Объяснялось это в основном нехваткой финансовых и других ресурсов, хотя небольшие группы рабочих продолжали трудиться под руководством подлинных знатоков своего дела - М. Ардити (1807-1838), Ф. М. Авеллино (1839-1850) и С. Спинелли (1850- 1863). Работы в основном следовали французскому проекту, но к 1863 г. даже в секторе к западу от улицы виа ди Стабиа, уже четко обозначенном на планах, раскопки еще не были доведены до конца. В этот период завершились раскопки построек Гражданского форума, Форумных терм и улицы виа ди Нола до самых Ноланских ворот. Из числа тогда же полностью освобожденных от грунта зданий назовем только наиболее интересные: Дом Поэта-трагика, Канальный дом, Дом Кастора и Поллукса, Дом Мозаичных фонтанов и Дом Мелеагра.
Интересные статьи:
- Золотой червонец Петра 1 1716 года
- Самый большой клад золотых монет в истории
- Ученые расшифровали папирус строителей пирамид Египта
- 5 тысяч царских рублей лежали под ногами
- Почему не стоит продавать старинные монеты
- В Киеве нашли царский клад серебряных монет
Благодарю за чтение статьи.
Подписывайтесь на мой канал, чтоб быть в курсе последних открытий!