В соответствии с трудовым законодательством все работники должны быть обучены безопасным методам и приемам выполнения работ. При этом зачастую выполнение указанного требования сводится к формализму (наличие удостоверений, необходимые подписи в журналах регистрации инструктажей). Таким способом отдельные работодатели обеспечивают минимизацию финансовых и юридических рисков, связанных с контролем со стороны Роструда и его территориальных органов, забывая об обеспечении реальной безопасности работников.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) каждый работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Эта статья будет полезна обеим категориям работодателей: первым мы поможем минимизировать риски и избежать очевидных ошибок, а со второй категорией (заинтересованных в качественном подходе к вопросам обучения) поделимся опытом организации обучения по охране труда на профессиональном уровне.
КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ ЗАТРАТЫ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА?
Как правило, при организации обучения работодатель ориентируется на два основных аспекта: это временные и финансовые затраты. Чаще всего работодатель направляет работников обучаться во внешние учебные центры, предлагающие минимальную стоимость за каждого обученного, при этом забывая о том, что утвержденным Порядком обучения предусмотрены два варианта:
– обучение работников непосредственно самой организацией;
– обучение работников образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, имеющими в штате преподавательский состав, специализирующийся в области охраны труда, и оснащенными соответствующей материально-технической базой.
А ведь первый вариант для многих организаций будет менее финансово-затратным, если правильно организовать внутренние процедуры. При выборе этого варианта важно соблюсти все нормативные требования. В противном случае возникают риски признания процедуры обучения формальной, а значит все выданные удостоверения могут быть признаны недействительными (в случае проверки ГИТ). Кроме того, увеличиваются риски травмирования работников при осуществлении ими своей трудовой деятельности, которые связаны с незнанием (или недостаточными знаниями) работниками требований охраны труда.
Чтобы избежать этих рисков работодателю необходимо:
– разработать и внедрить локальный нормативный акт, определяющий порядок обучения работников по охране труда внутри организации;
– назначить ответственных за осуществление обучения и контроля в соответствии с федеральным законодательством и локальными актами организации;
– сформировать комиссию по проверке знаний требований охраны труда из обученных специалистов;
– разработать программы обучения работников по охране труда;
– разработать методические материалы для проведения обучения по охране труда;
– разработать материалы для контроля знаний, а также методику оценки и контроля знаний;
– организовать место проведения обучения.
Из перечисленного выше перечня необходимых действий видно, что предложенный вариант позволяет избежать лишних оплат во внешние учебные центры. С другой стороны, увеличивается объем функций, возложенных на работодателя. Поэтому работа внутренних комиссий проверке знаний требований охраны труда характерна, как правило, для крупных организаций с мощным аппаратом управления.
НАСКОЛЬКО ЛЕГИТИМНО ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?
Зачастую дистанционное обучение воспринимается работодателями как формальное, то есть не как процесс, направленный на получение знаний, а как процесс мероприятие, целью которого является получение удостоверений без проведения обучения как такового. Наверное, в этом состоит «заслуга» рынка образовательных услуг, который пресыщен недобросовестными организациями, предлагающими получить документы – удостоверения и дипломы – в течение одного-трех дней с момента подачи заявки.
Так, Приказом Минобрнауки от 20.01.2014 № 22 утверждены Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Что касается обучения работников в области охраны труда, действующим законодательством не предусмотрено наличие каких-либо ограничений, связанных с применением дистанционных образовательных технологий.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КАЧЕСТВЕННОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?
При организации дистанционного обучения необходимо учитывать тот факт, что каждый обучающийся обладает индивидуальными особенностями в части восприятия учебно-методических материалов – одни предпочитают изучать текстовую информацию, а другим необходимо аудиовизуальное сопровождение.
Согласно нашим исследованиям, проведенным на основании статистики учета действий пользователей в системе дистанционного обучения (выборка порядка 15 000 человек), 63,47 % пользователей потратили в два раза больше времени на просмотр видеолекций и презентаций, чем на изучение текстовых материалов. Это свидетельствует о том, что качественное дистанционное обучение невозможно без максимального охвата формата подачи учебных материалов – начиная от текстов и заканчивая видеороликами, в том числе в формате 3D и VR.
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ?
Необходимо помнить, что разные форматы учебно-методических материалов – это не панацея для обеспечения качества обучения. Даже самый интересный документальный фильм мы не всегда досматриваем до конца, что уж говорить об обучающих видеороликах.
В настоящее время огромную популярность приобретают story-курсы, которые представляют собой, как правило, сюжетную презентацию с элементами игры, либо сюжетный видеоролик или видеоролик в формате интервью. Story-курсы построены таким образом, что у обучающихся возникает желание во что бы то ни стало пройти обучение от начала и до конца. Качественно сделанные story-курсы позволяют не только донести информацию до человека, но и мотивировать его на выполнение тех или иных действий, либо наоборот удерживают от совершения неверных поступков. С точки зрения обучения в области охраны труда такая функция story-курсов является крайне востребованной...