Друзья, родился я на крайнем севере, и слышал будучи пацаном, одну историю. То-ли от охотников, то-ли от водил, которые были непосредственно участниками того, что я перескажу!
В конце 80-х годов, на крайнем севере - ружья имели многие (в т.ч. и водители, так как по зимнику могли сломаться, а помощь могла прийти не скоро).
В общем сама суть рассказа сводится к тому, что они в седой и красивой тундре оказались вместе и при своих ружьях:) За разговорами увидели выходящего на них северного оленя, а на оленя в то время клеймо не ставилось и разобраться дикий он или нет возможности не было. Хотя, может я и не прав, мало знал тогда, а сейчас и в помине.
Мужики осмотрелись рядом, ни стада, ни оленеводов нету, ну значит точно дикий. Ну, не долго думая, они его подстрелили и начали тушу разделывать для дележки и последующей транспортировки в свои семьи.
При сильном морозе крайнего севера, это та еще задача. Туша замерзает быстро, руки еще быстрей, нож не пила (в общем дело не быстро клеилось).
За разделкой туши они так и не увидели подходящего к ним оленевода, который им сказал:
- Мужики мой олень, отойдите и не трогайте его!
-Чего это он твой! Он дикий, без стада и без хозяина!
-Это мой олень! С моего стада, отбился и потерялся. Я по его следу уже вторые сутки иду!
-Да ладно! Многие нас Иванов дурят, а тут еще и оленеводы взялись! На халяву захотел или как?
-Наш олень, чисто его взяли, ни стада ни хозяина у него не было! А тут ты и сразу "мой"!
Оленевод побелев белее снега вскинул ружье на компанию Наших мужиков с Севера, сквозь зубы повторяя, как мантру:
-Это мой олень, олень с моего поголовья стада, я их знаю, как своих детей, каждого по отдельности! Чужого оленя или дикого не надо, но моего отдадите, что бы мне не пришлось сейчас сделать, выбор останется за мной. Тундра Великая мать, она все для своего Сына поможет сделать и спрятать следы.
-Эй! Эй! Дитя Севера успокойся. Сказал один из них, понимая, что ружья сложены рядом с машиной и добежать до них вряд ли, кто успеет.
-Мы все поняли дорогой! Твой олень, забирай его, все мы уезжаем!
Как позже рассказывая этот рассказ один из свидетелей, сказал, что такой решимости в глазах человека отстаивать свою точку зрения он никогда не видел.
И было понятно ему, что тот оленевод пойдет до конца, поэтому решили его оставить с убитым оленем ( при том, что на спирт и водку в то время оленины можно было брать килограммами, а спиртное работникам, которые шли на зимник выдавалось бесплатно).
Потом мужики сказали, что столкнувшись на крайнем севере с такой ситуацией впервые, они рассказали старожилам об этом случае, на что, те посмеявшись им ответили:
-Ребята, у народов севера нет даже такого слова, как "врать", и они не знают такого понятия, как обманывать!
-Если он Вам говорил про оленя, так это чистая правда!
-Все, что они увидят в тундре брошенное из материального, никогда не возьмут.
-Понятия у них. Лежит значит чье то и он за этим вернется. Не твой олень из твоего стада, значит чужой, нельзя. - Закон Тундры!!!
-А врать, они не умеют! Они слова такого не знают! Нет этого слова у них в Языке!
И вот теперь вспомнив это, Друзья я задумался, сколько мы от Предков наших потеряли?
Не врать, как не врали купцы и без подписей бумаг, а пожатием руки заключали договор!
Ну а если им не жали, а просили подписать бумагу, были случаи и суицида с со стороны купцов!!!
А стоять на своем, что чужого не надо, но и Наше не троньте! И предки Наши доказали это не раз!!!
А коснись Нас каждого, Друзья сможем так или нет, а? За своего то оленя одного, когда в стаде их сотни, да по тундре седой несколько дней?