Автор: Екатерина Ростовцева
Бывший панк, а сейчас – писатель Маттиас Эдвардссон выпустил новый роман о семье, в котором 19-ти летнюю Стеллу полиция подозревает в убийстве одного богатого бизнесмена. Автор доказывает, что правда – понятие относительное, ведь каждый человек одни и те же события истолковывает по-своему.
Маттиас Эдвардссон – многогранный человек. Он журналист, писатель, преподаватель, а в прошлом – тренер футбольной команды. Его первая книга под названием «Till allt som varit dött» вышла в 1995 году, дословно переводится как «Для всего, что было мёртвым». Маттиас писал криминальные романы, и именно они сделали его трехкратным лауреатом премии «Шведская криминальная литература» за лучший преступный роман. У Эдвардссона есть особая черта: он, как хамелеон, вживается в своих персонажей, и порой можно забыть о том, что на самом деле всё пишет один и тот же человек.
«Пастор, адвокат и ребёнок с девиантным поведением»
Это тот случай, когда чем дальше читаешь, тем больше появляется сомнений, догадок и теорий. Кто-то убил человека. Единственная подозреваемая – дочка Ульрики и Адама, Стелла, которую задерживает полиция и сажает в следственный изолятор.
Сначала нам описывают ситуацию от лица Адама – главы семейства. Он пастор в Шведской церкви, добрый, честный человек. На первый взгляд. Мы узнаём общие сведения о его семье, о ходе следствия над Стеллой. Далее рассказ продолжается от лица самой Стеллы изнутри тюрьмы. Мы попадаем в условия, в которых находится 19-ти летняя импульсивная, своенравная, с практически неконтролируемыми вспышками гнева девочка. Дальше больше. Наркотики, половые связи с разными парнями, алкоголь, изнасилование… И это далеко не всё, что скрывается за маской образцовости. Маттиас Эдвардссон делает на этом акцент: «Психологи любили нашу семью. Пастор, адвокат и ребёнок с девиантным поведением. Мы могли бы стать прекрасным примером в их учебниках». Мама Стеллы, Ульрика, работала адвокатом. Последняя часть повествования ведётся от её лица. Сначала образ Ульрики в глазах её мужа представляется достаточно искажённым: она отстранённая, погружена с головой в работу и не может в полной мере выражать свои чувства к дочке. Однако, тут-то и зарыта собака. Нас ждёт большой сюрприз в качестве её действий для спасения Стеллы, ведь именно Ульрика сыграла решающую роль во всей истории. Она показала, что можно повернуть любую ситуацию в свою пользу, надо только тщательно всё продумать. К концу мы узнаём, что было не обычное убийство, что родители не просто переживают за свою дочь, ожидая от полиции хорошей работы, и что люди способны на гораздо большее, чем сами могут представить.
Женской дружбы (не)существует
Амина – ещё один многогранный персонаж в этой истории. Они со Стеллой дружат с детского сада и знают всё друг о друге. Их дружбу не смогли разрушить даже их противоположные характеры. Наоборот, они дополняют друг друга. Девочки, как и все подростки в их возрасте, прикрывали друг друга перед родителями, хранили секреты и с невинным выражением лица врали на суде. Эдвардссон вкладывает в свою историю мысль о том, что закон не всегда на стороне пострадавшего, что крепкие семейные и дружественные узы могут противостоять несправедливости со стороны органов.
Стелла и Амина были не разлей вода, преодолевали все разногласия и безоговорочно доверяли друг другу. Помогло ли это доверие? Безусловно. Нам показывают, как важно верить своим старым друзьям, как необходимо их защищать, прощать, несмотря ни на что, и заступаться в случае опасности. В этой истории женская дружба представлена в совершенно ином свете, нежели мы привыкли о ней думать: это крепкие, ничем не разрушаемые отношения, которые прошли через многое. Характеры у девочек совершенно разные, но они обе принимают друг друга такими, какие они есть, не пытаясь изменить. Подруги искренне переживают, радуются друг за друга.
Семья или принципы?
Перед нами предстаёт запутанная паутина, в которой практически невозможно разобраться. Однако автор крайне грамотно и ясно раскладывает всё по полочкам: по ходу прочтения мы начинаем понимать характеры персонажей, их мотивы и ценности. Также нам дают понять, что кто-то из героев псих. Но кто прав, а кто является настоящим чудовищем, кто придумывает, не может отличить реальность от фантазии, а кто представляет угрозу, остаётся только догадываться.
Автор затронул тему принципов. На что готовы пойти родители, чтобы спасти своего ребёнка от тюремного заключения? Сможет ли пастор солгать ради семьи? Сможет ли отстранённый адвокат распрощаться с адвокатской этикой? И кто из них пойдёт на преступление ради Стеллы? Её родители ведут эту мысль красной нитью через всю историю: важнее семья или работа с принципами? Как сильно они на самом деле любят свою дочь и как много готовы потерять, чтобы спасти её? «Как юрист я только что совершила самое неприемлемое, что только можно себе представить. Как мама – сделала единственно правильное».
Психов много не бывает
Детектив на высшем уровне: до самого конца невозможно предугадать, кто же убийца. Читателя запутывают, подкидывая всё новую информацию и людей. Как только начинаешь подозревать одного, внимание переходит на другого, не менее странного и способного на убийство человека. Неожиданные сюжетные повороты? Определённо. Поведение персонажей, которого от них не ожидаешь? И да, и нет одновременно. Ульрика, на первый взгляд самый непричастный к ситуации человек, на самом деле контролирует весь процесс следствия. С одной стороны, читатель к такому повороту совершенно не готов, а с другой, мы только знаем, как к ней относятся Адам и Стелла, не более того.
Истолкование одной и той же истории от трёх совершенно разных людей – хороший ход разве что в исполнении талантливого автора. А это именно такой случай. Маттиас Эдвардссон блистательно смог рассказать одну и ту же историю несколько раз так, что она воспринимается каждый раз по-новому.
Эта книга исключительно для любителей детектива. Здесь упор делается на взаимоотношения персонажей и постепенное распутывание сложившейся ситуации. На протяжении всей истории не отпускает напряжение. Волнение, которое испытываешь за героев, не даёт отвлечься и пойти заниматься своими делами. Хочется узнать правду, к которой не спешат подводить. Если вам нужна светлая история, похожая на сказку, то это не тот случай. Мрачные образы перед глазами, противоречивые ситуации – вот, что вам подарит «Почти нормальная семья».