Еще в феврале вице-губернатор Севастополя Владимир Базаров обещал: пляжи Севастополя, отданные в аренду на 10 лет, изменятся до неузнаваемости. Но сезон на исходе, а они ничуть не изменились. Притом большинство недостатков, о которых мы пишем из года в год, можно устранить за одну-две недели.
В Севастополе мало вещей, столь же стабильных, как график сезонных пляжных обещаний. В конце каждого лета власти признают: привести в порядок пляжи не удалось, но сделать это можно, начав благоустройство пораньше – прямо с октября.
Ближе к февралю – промежуточный отчет: подготовка к лету уже началась. На побережье при этом царит покой и уныние, лишь зимние шторма нарушают тишину.
В апреле-мае - первые проверки. Везде разруха, но чиновники оптимистичны: к 1 июня откроем. В это время на пляжах начинается движение: сносят разваливающиеся шалманы и строят из OSB новые; подкрашивают облупившуюся краску; завозят грязный песок, больше похожий на строительные отвалы.
В начале лета выясняется: из нескольких десятков пляжей лишь единицы приняты соответствующими службами. При этом сами «службы» - Севприроднадзор, Росприроднадзор и Роспотребнадзор – из года в год закрывают глаза на одни и те же нарушения законов и нормативов. Невысокого ранга чиновник разражается публичной руганью в адрес арендаторов, которые, несмотря на чуткое руководство и контроль, умудрились совсем немного, но не доделать. И тут же заверяет: через неделю будет порядок. На пляжах в это время пахнет краской, раздается стук молотков и визг болгарок.
К середине июня арендаторы понимают, что приехавшие издалека материковые жители готовы ради моря терпеть любое бесчинство, и прекращают вялые потуги что-либо из пляжа слепить. На пределе возможностей он функционирует до конца сезона.
Самое парадоксальное: большинство недоделок можно устранить в недельный, максимум месячный срок. Но Севастополь предпочитает годами бороться с разрухой, одновременно плодя ее.
До нового цикла осталось чуть больше месяца. «Примечания» прогулялись по нескольким пляжам Севастополя.
Парк Ахматовой и пляж Солнечный
Прошло полтора года с момента ввода в эксплуатацию «эталонного», как сказал бывший губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников, пляжа. Но недоделки так и лезут в глаза. Их не устранил ни подрядчик, ни эксплуатирующая организация ГБУ «Парки и скверы».
Некоторые моменты несут прямую угрозу жизни и здоровью граждан. Например, провалы грунта в районе трансформаторной подстанции.
Торчащие у электрощитов оголенные кабеля.
Разваливающиеся коммутационные коробки электропроводки у амфитеатра.
Сезон высвечивает огрехи планировки и проектирования. Урезанная пляжная зона переполнена. Перголы, расположенные без учета сторон света, практически не дают тени. Ливневая канализация в парке отсутствует, а значит в дождь, учитывая общий уклон местности, вся грязь с прилегающей территории будет смыта в море. Расположенные прямо на гальке пляжа души не имеют стоков и отвода воды и могут стать источником инфекции. Туда же, прямо на зону пляжа выведен и грунтовый дренаж с прилегающей территории.
При этом раскаленный «плац» предсказуемо пустует. Он не в состоянии заманить даже любителей шахмат.
В районе полудня пустует и перегретая солнцем детская площадка.
ГБУ «Парки и скверы» не справляются с поддержанием парка в надлежащем состоянии. Газон из местного дикорастущего бурьяна поливается в самый разгар жары – в 2-3 часа дня.
Засохшие деревья удалять никто не торопится.
Ступеньки лестницы развалились – не ровен час, ребенок может сломать здесь ногу.
Ландшафтные светильники куда-то исчезли.
Бетонный парапет пляжа, пугавший безобразными потёками ржавчины по весне, старательно закрасили. Но не весь.
При этом источник ржавых потёков – перила - никуда не делись. Краска на них вспучилась от ржавчины и местами сошла. На подкрашивание дефектов дешевого покрытия придется ежегодно тратить значительное количество бюджетных денег.
Стационарный туалет, включая отделение для инвалидов, закрыт. Из табличек на нем осталась только одна – «посторонним вход воспрещен». Весь пляж ходит в синие, дурно пахнущие кабинки временных туалетов, куда с ребенком лучше не соваться.
Из позитивного: на центральной аллее появились довольно симпатичные клумбы.
Пляж Песочный
«Купание запрещено» - гласит табличка на входе. «Мы вам рады» - возражает ей рекламная надпись на ларьке сразу за входом. «Так, купаться мы будем, но воду – не глотать!», - объясняет мать противоречие своему семилетнему сыну.
Желтый флаг на мачте означает, что купаться разрешено, работают спасатели. К слову, это единственный пляж, где в момент нашего визита спасатель сидел именно на вышке.
Народу полно и на пляже, и в воде. С весны на Песочном появились новые ларьки, душ и туалет.
Сток от душевых, как и на Солнечном, без всякой очистки сбрасывается под ноги отдыхающим и течет по пляжу в море. Туда же сбрасывает воду немудрёная ливневка.
Информационный стенд уверяет, что все это - только начало строительства и через 3 года на этом микроскопическом пляже будет город-сад.
Весной мы отмечали, что Песочный – самый неухоженный и мрачный пляж Севастополя. Но видно, что оператор пляжа старается привести его в порядок. Хотя, судя по ливневке и душам, с требованиями нормативов он не очень знаком. Впрочем, главной проблемой Песочного всегда было качество воды: из-за размеров, формы и глубины бухты море здесь очень быстро становилось грязным. Но теперь в отсутствие очистных это стало для Севастополя глобальной проблемой, повлиять на которую не может ни один даже самый добросовестный арендатор.
Пляж Омега
Омега – один из самых протяженных пляжей в городской черте Южной стороны Севастополя. Пока. В декабре 2018 года Севархитектура в интересах застройщиков протащила через общественные слушания проект планировки и межевания территории, узаконивающий застройку пляжа 8 и 9 этажными домами в 30 метрах от уреза воды. Участок, где построят очередные элитные апартаменты, находится в конце пляжа, ближе к детскому лагерю «Омега», где в украинские времена собирались сделать аквапарк. Теперь недострой разрушен, а градостроительные условия на проектирование многоэтажек глава Севархитектуры Моложавенко застройщику уже подписал.
Первый корпус апартаментов
Скоро вся эта площадка будет плотно застроена
Считающийся «детским» пляж Омега последние лет 30 выглядит крайне уныло.
Начало его перегружено стихийной торговлей. На въезде установлен знак «Пешеходная зона», но отдельные автомобили спокойно проезжают к воде, распугивая прохожих. Судя по тому, что проходящий наряд полиции не обращает на них никакого внимания – это «кого надо машины».
Проблемы Омеги типичны: ливневки нет, песок изрезан потоками дождевой воды вперемежку с камнями; вода из душевых тоже течет в море; урны переполнены; на обеих вышках отсутствуют спасатели.
К ним добавляются нависающие над головами отдыхающих недострои и стихийные свалки строительного и бытового мусора в 30 метрах от воды.
Не совсем понятно, что так поразило недавно посетившую пляж главу заксобрания Севастополя Екатерину Алтабаеву, ведь Омега на удивление стабильна в своей неухоженности – разрухе не один десяток лет. Единственный в своем роде пандус для купания инвалидов, который вместе с колясочниками инспектировала Алтабаева, к использованию оказался не пригоден.
В этом году в Омеге впервые за многие годы нашли холеру, что повлекло кратковременное и весьма условное его «закрытие». И это – вполне закономерный результат многолетнего игнорирования и замалчивания проблем безумной застройки прибрежной полосы, изменения рельефа насыпными «островами», сбросом в бухту Круглая ливневых и, возможно, канализационных стоков.
Чиновники правительства и всевозможные надзоры не замечают, что рукотворные проблемы усугубляют экологическую обстановку не только на Омеге, но и по всему побережью Севастополя.
Насыпной остров в бухте Круглая, где должны были разместить яхтенные эллинги, но получились, как всегда, апартаменты
Эллинги с комнатами для отдыха, 2017 год
Эллинги с комнатами для отдыха, 2019 год
Ни во что иное, кроме киосков с чебуреками и пивом, операторы вкладываться не спешат. Обустройство канализации, очистных и прочие обязательные, но дорогостоящие вложения – это риски.
Бизнес слишком хорошо знает, как быстро в Севастополе меняются правила игры, и даже обещанные 10 лет аренды их не обнадеживают.
Тем временем территория пляжных зон сжимается под натиском застройки. Благословляемая чиновниками, она убивает экологию прибрежной полосы и город в целом, лишая его как туристического потенциала, так и надежды на гармоничное развитие в будущем.
Решится ли новый врио губернатора Михаил Развожаев признать и озвучить эту проблему, покажут ближайшие недели. Не заметить начало этого процесса будет невозможно, ибо начаться он должен с прямых вопросов в адрес главных «заинтересованных» департаментов – ДИЗО и Севархитектуры. А закончиться – беспристрастной проверкой законности выданных застройщикам документов (вплоть до аннулирования), увольнениями, и если найдутся основания – административными и уголовными делами. Иного пути не дано. Не остановим «дерибан» земли сейчас, через пять лет на узкой полоске земли у грязного моря загорать будет некому: туристы, которых мы так ждем, в такой Севастополь не поедут.