Президент Рузвельт однажды дал своему сыну совет, как выступать публично: "Будь искренен, будь краток, садись". Для кого-то это покажется слишком, но первые выступления действительно должны быть короткими и обязательно искренними, непосредственными, живыми.
Даже если вы ещё не усвоили всех правил, эти советы помогут вам подготовить две-три первых речи и отрепетировать их.
Выбор темы
Выбирайте то, что хорошо знаете или можете без труда узнать подробнее. Опирайтесь на собственный опыт, но при этом тема должна быть интересна не только вам, но и слушателям.
Не умничайте, не выбирайте слишком сложную, специфическую тему. Слишком широкая тоже мало кого заинтересует.
Цель речи
Вы хотите кого-то убедить? Или побудить что-то сделать? Или просто информировать? Или описать что-то? В самом начале запишите (это важно!) свою цель в виде развёрнутого предложения: "Сейчас я опишу, как впервые поднялась с папой на гору". Это предполагает описательную, нейтральную речь. Но если моей целью будет "убедить, что без хорошей подготовки не стоит лезть в горы" , формулировка будет именно такой и речь превратится в убеждающую: вы не просто информируете, но и стремитесь воздействовать на слушателей.
Для начала лучше брать более простые речи информационного характера.
Сбор материала
Если я возьму первую из перечисленных выше тем, достаточно будет моих личных впечатлений и воспоминаний. Но если вторую, мне понадобится, скажем, статистика несчастных случаев в горах или список рекомендованного для новичков снаряжения.
Не ленитесь, найдите интересные факты, ссылки, аргументы. И просто "загуглить" здесь будет недостаточно, нужны проверенные, солидные источники, а не абстрактные "цитаты из интернета".
Берите не один источник, а несколько, и лучше разные точки зрения: они помогут вам выстроить свою и проиллюстрировать её.
Введение
Подготовьте несколько вступительных слов, чтобы заинтересовать слушателей, актуализировать для них вашу тему. После этого уместно сформулировать ваше намерение - так им интереснее будет слушать.
Но если вы это сделали, придётся придерживаться взятого курса, иначе ожидания аудитории окажутся обманутыми.
Пример:
Почему вы купили именно эту марку телефона? А именно этот сорт йогурта? Вы действительно выбирали их сами? Или на вас, как и на миллионы других потребителей, воздействовали современные методы рекламы, лишая свободы воли и даже здравого смысла?
Сегодня я расскажу о методах современной рекламы - их надо знать, чтобы не попадаться на удочку.
Основная часть
Постройте план - простой, ясный, хорошо организованный. Тезисы должны разворачивать я логично и последовательно и сопровождаться иллюстративным материалом: примерами, фактами, данными.
Выстроив план, перепроверьте его: насколько естественная и логично последовательность изложения, у каждого ли тезиса есть подтезисы (разворачивающие основную мысль), достаточно ли иллюстрирующих примеров и фактов.
Не жадничайте, убирайте всё, что не имеет непосредственного отношения к теме.
Объясняйте сложные слова и термины.
Давайте побольше конкретных примеров, не ограничивайтесь общими констатациями.
При необходимости приводите мнения специалистов и авторитетов.
Подготовьте вопросы к аудитории, чтобы было легче переходить от пункта к пункту.
Заключение
Сделайте краткое обобщение всего, о чем сказано ранее. Хорошо заканчивать яркой цитатой или какой-то выразительно иллюстраций. А лучше и тем, и другим))
В следующий раз поговорим о том, как отрепетировать свою первую речь.