Найти тему
Есть че читать?

Читательский дневник школьника - размышления и лайфхаки

Перед тем как поговорить об идеальном читательском дневнике, предлагаю разобраться – нужен ли он? Для детей и родителей он ужасная обуза и довесок к многочисленным и часто бессмысленным домашним заданиям.

Мое мнение – нужен. Зачем?

- Для статистики: увидеть и проанализировать, сколько и чего читает ребенок. 10 книг в год? 20? 50? Какие? Сказки? Фэнтези? Комиксы? Классику? По школьной программе? Это способ узнать вкусы ребенка и поддерживать интерес к чтению, покупая книги, которые вызовут интерес. При необходимости можно и откорректировать список книг к ближайшему прочтению, разбавив легкомысленное чтение серьезными произведениями или наоборот.

- Для отслеживания прогресса: материальное подтверждение прочитанного, если оно красиво и грамотно оформлено, показывает развитие: «Посмотри, в первом классе ты прочитал двадцать тоненьких книг, а во втором уже двадцать три тоненьких и пять толстых!» Дотошные могут даже страницы посчитать!

- Для дисциплины: ведение списков организует и учит планированию. Ставьте задачи и челленджи: «Давай прочитаем за весну всего «Гарри Поттера»!» или «Давай посчитаем, сколько в среднем страниц за неделю ты читаешь? Сможешь на десять страниц больше?»

- Для мотивации: даже трудную или не самую интересную книгу нужно закончить, чтобы внести в список!

- Для совместного творчества: вести читательский дневник можно разными способами – и по старинке в тетрадке, и в виде блога и даже видеоблога, и в виде презентации или скрапбука.

Идеального читательского дневника нет, главное найти свой формат – подходящий и вдохновляющий.

- Готовый дневник: большой выбор в магазинах - в виде блокнотов, книжек и даже смэшбуков. Посмотрите фото и почитайте отзывы. Ульяне не подошел ни один: негибкий формат, маловато строк для краткого содержания книги. Самое простое и не лучшее решение.

- Дневник в тетради или альбоме: такой Ульяна вела в первом классе. Тогда требований было немного: нужно было указать автора, книгу и ежедневно записывать количество прочитанных страниц. Поэтому мы разлиновали толстую тетрадку, а для красоты вклеивали картинку – обложку книги. Помимо эстетической функции это позволяло первоклашке вспомнить книгу впоследствии. Серьезность мероприятию придавали обязательные еженедельные подписи родителей и учителя.

- Дневник в специальном приложении: я сама пользуюсь Livelib для ведения списка и хочу в ближайшем времени завести аккаунт и для Ульяны. На Livelib есть и информация о книгах, и рецензии, и цитаты, и подборки, и обсуждения. Мегаполезный ресурс для книголюба. А еще там каждый год проводится Книжный вызов – для любителей челленджей.

- Дневник в Word или Powerpoint: плюс в том, что формат меняется в зависимости от требований. Мы с Ульяной выбрали Powerpoint из-за удобства: множество фонов, легко вставить картинку. На каждую книгу Ульяна отводит два слайда. На первом название и автор книги и картинка с обложкой. На втором требуемая информация, в этом году третьеклашки записывали главных героев, краткое содержание и отношение к книге. При желании можно вставить и иллюстрации из книги. Если на следующий год требования изменятся, поправить структуру будет несложно. Слайды мы распечатываем и вставляем в папку формата А4 – ее и проверяет учитель. Сейчас это для нас идеальное решение.

-2

Я часто возмущаюсь бесполезными школьными проектами, но двумя руками поддерживаю ведение читательского дневника. Дисциплина для ведения; развитие умения структурировать информацию и выделять главное; регулярное изложение своих мыслей на бумаге – достаточные причины для поддержания такой полезной привычки. А сделать ее еще и веселой и прикольной не составит труда.

-3