Что значит любить жанры *ужас*, *мистика*, *даркфик* и другие, где главной и основной составляющей является *страх*? О человечности это говорит или о склонности к садизму/мазохизму? Попробуем разобраться.
Многие люди патологически не могут воспринимать трэшевые¹ произведения искусства, и те, кто как раз воспринимает и время от времени щекочет себе нервы, сердце и душу такими вещами, кажутся им чудаками и извращенцами. На самом деле эта *любовь* объясняется очень легко. Главное зерно такого — не всегда, к слову, здорового — интереса, конечно же, в жажде адреналина. Из этих же внутренних побуждений герои *страшных* книг и фильмов идут в тёмные подвалы, заброшенные дома, в непроходимые леса глубокой ночью, подбирают жуткие предметы и несут их к себе домой. Из этих же побуждений люди занимаются экстремальными, а иной раз и смертельными видами спорта, сталкерством. Из этих же побуждений некоторые (как, например, ваш покорный слуга) ходят в медицинские музеи смотреть на залитую формалином печень алкоголика, отрезанную гангренозную ногу и тому подобное…
Во-первых, хочется сильного эмоционального всплеска. Как правило, такие произведения дают читателю ядерную смесь чувств, особенно если помимо *омерзительного* и *страшного* в работе есть ещё несколько пластов (психология, философия, драма). Прекрасным образцом такой литературы являются книги Стивена Кинга, у которого на первом плане всегда страшное в самом герое, внешние монстры только следствие. Иной раз мы имеем дело с *ужасно-прекрасным*, романтизацией смерти и чудовищ, с которыми встречаемся у По, Лавкрафта и даже у Лермонтова.
Во-вторых, это всегда некое отклонение от нормы или излишний натурализм, как, например, у Золя, Рабле, Зюскинда. Это волей-неволей приковывает внимание, формирует интерес. Своеобразный эпатаж. Даже тот, кто в результате скажет *фу*, сначала посмотрит/прочитает. А если это ещё имеет под собой хороший крепкий обоснуй, то и поаплодирует.
В-третьих, нестандартный (фантастический, мистический) ход событий, подкреплённый какими-то легендами и таинственным реалом, когда абсолютно не знаешь, что будет дальше. Конечно, это касается качественных ужастиков с оригинальной идеей, ну и достойным воплощением её в жизнь. Интерес к потустороннему имеет место на протяжении всей истории человечества. Как говорится, истина где-то рядом©.
В-четвёртых, это научный интерес, всеядность и желание охватить всё и быть в курсе всего, что происходит в мире искусства. Чтобы иметь о чём-то собственное мнение, это что-то нужно познать, пусть и путём погрызания очень противного на вкус кактуса. Даже негатив и жёсткая критика — это оценка.
В принципе, моё отношение заключает в себе все четыре названных пункта, поэтому и интересуюсь всем, и трэшем в том числе, иной раз для того, чтобы поднять настроение и узнать, *а фкуда заведёт автора его фантазия? *
В заключение хочется отметить, что в любом случае самое главное значение имеет качество и талант, ведь как очень метко, на мой взгляд, выразился один мудрый человек, даже кишки на веточках бывают красивыми новогодними гирляндами, если их правильно развесить.
Примечания:¹ От английского trash (мусор). Направление в искусстве, в котором использование насилия, крови, отвращения и т.п. достигает гиперболических размеров, иногда на грани пародии.