Угораздило меня как-то раз в молодые годы поехать в гости к моему институтскому приятелю на дачу. И ведь жена была против до последней минуты: она терпеть не могла этого Вальку! Но я настоял на своем.
Это было в далекие 1990-е, когда я был нище бродом, только-только закончившим институт приборостроения. Друг же мой жил побогаче - у него в деревне был оставшийся от родителей крепкий дом, потом появилась ферма на десяток голов - словом, он начинал свой бизнес.
В пору нашей учебы мы вместе жили в общаге, ну и пуд соли, разумеется, съели. За что и был Валька не любим супругой моей - она отлично знала, сколько мы пили, сколько барышень обхаживали и так далее. Я, конечно, ей объяснял, что все это была пора молодая - безумная. Теперь, мол, мы с Валькой мужики взрослые, остепенившиеся. Но все зря. Жена моя была непреклонна: "Ноги чтобы его здесь не было! Видеть не могу этого алкаша и кобеля!"
В общем, взъелась моя благоверная на моего приятеля не на шутку. А все потому, что Валька слишком много болтал, когда я их познакомил на нашей с Ирой свадьбе. Кто просил его заливать невесте про веселое наше житье, рассказывать про наши похождения?! Как баба, ей-богу! Про ночи напролет под мою гитару, про веревочные лестницы к нашим однокурсницам. Про комендантшу, которую мы старались ублажить по-всякому, чтобы к девкам пускала. Вальку, кстати, в результате отчислили с последнего курса за нарушения дисциплины и бесчисленные хвосты. Впрочем, все это лирика - пора к делу переходить: к описанию того удивительного случая который во время поездки на ферму к однокурснику приключился.
Накануне моего приезда к старому товарищу я ему позвонил, конечно, по городскому телефону - никаких мобильных тогда не было. Сказал, во сколько буду на станции, что в пяти километрах от его деревни.
В назначенный час я выпрыгнул из вагона, огляделся и увидел, что стою один-одинешенек, если не считать пары дачниц, поспешивших спуститься по шаткой лесенке с перрона и исчезнуть в сумерках. Никакого Вальки не было. Прождав около получаса, я решил, пока вовсе не стемнело, двигать пешком в сторону деревни. Примерный маршрут длиной в пять километров я знал. Но я был очень зол, до смерти хотел услышать объяснения этого фермера! Разгильдяя! Форменный разгильдяй! Разгильдяй и трепло! Вот как мне быть? Единственное, что я помнил (я и был-то у него всего раз!), что в сторону его деревни ведет неприметная тропинка, уходящая прямо от платформы в лес. Вот вроде она. Иду. Через полчаса пути начал беспокоиться: вообще-то места глухие и незнакомые. Черт его знает! Заблудишься еще! Покурил, дальше пошел, наконец вдалеке показалась деревушка. И я прибавил шагу. "Ну, - думаю, - сейчас я устрою этому пустобреху и раздолбаю!"
У самого первого дома, что почти у камчатки леса стоял, на завалинке сидел какой-то старик с чудной такой резной палкой, явно сделанной собственноручно:
- Отец, - скажите, пожалуйста, это деревня Мутовки? - окликнул я деда.
Старик важно кивнул головой и уставился на меня насмешливо.
- А Сафроновы где живут? Валек мне нужен. Сафронов Валентин.
Дед махнул рукой в сторону домов и сделал такое движение: мол, подойди, сейчас толком все расскажу.
- Ага, большое спасибо! - отозвался я и быстро пошел прочь.
Знаю я этих стариков деревенских, сейчас заведет беседу - до ночи простоишь с ним. "А зачем вы к Сафроновым? А кто им будете? А откуда вы к ним? А жизнь-то теперь не та, что прежде. Пенсии совсем не стало. Никому мы, старики, не нужны. Одна дорога - на погост. Если бы не огород, давно бы все околели".
Вальку я нашел на большом дворе. Он, стоял чуть не по пояс в навозе, пытаясь загнать в хлев визжащих истошно поросят.
- Представляешь, дверцу открыли поганцы! - чертыхался Валька, нисколько не смутившись моим появлением.
- Пока всех десятерых поймал, из сил выбился! Молодец, что сам добрался! Я уж переживал, что уедешь обратно.
- Да надо было! - мрачно выдавил я.
- Ты же обещал встретить! Я же дороги не помню! Наугад шел. Мог заблудиться и в лесу сгинуть!
- Ну прости! Прости, старик! Жена умотала с утра на моей "Ниве" к ветеринару, и нет до сих пор. А тут еще эти разбежались.
- Долго плутал? - Валька примирительно хлопнул меня по плечу.
- Нет, дедушка ваш местный помог. У первого дома сидел на завалинке с таким резным посохом, как у Деда Мороза...
- Дед? С посохом? А, это Палыч, наверное, судя по описанию.
- Не знаю уж, он не представился.
- Да, еще не хватало! Не стоило тебе с ним вообще говорить.
- В смысле? Чего он, прокаженный, что ли?
- Да он того... - Валька задумчиво почесал затылок. - Помер с месяц назад... И палку его любимую, им самим вырезанную, вместе с ним закопали. Он никогда с ней не расставался. И всегда там у своей избушки сидел на завалинке, грелся на солнце.
- Что значит помер? То есть я призрака, по-твоему, видел, что ли? - У меня челюсть отвисла.
- Надеюсь, ты шутишь?
- Нет, - Валька покачал головой, он вроде и был немного растерян, но в глазах я читал, что не врет. - Его многие у нас видели. Он всю деревню перепугал.
- Как это? - Ну каждый день кто-нибудь из баб местных бежит в церковь в истерике, к батюшке за защитой от покойника! А другие и в обморок падают. Боятся уже ходить на тот край деревни. По ночам вообще никого из дома не выманишь...
- Да иди ты! Что за чушь!
- Ну вот тебе и чушь! Ты же сам видел его! Хочешь, пойдем глянем вместе, не сидит ли там еще! - Валька выскочил за ворота и почти поволок меня за собой.
Нет, слава богу, никого не было на той завалинке. Но я поверил в эту мистическую историю. И весь тот вечер, выпивая и закусывая, думал над этой встречей. Зачем показался мне старик Палыч? Что его заставляет покидать страну призраков и появляться здесь, пугая живых? Но главное - почему он смотрел на меня так задумчиво? И что хотел сказать? Может, предупредить о чем?
Подписывайся на канал, чтобы не пропустить новые страшно - интересные рассказы