Ну что, покушал яблочек уже? Как же — Яблочный Спас на дворе, обязательно надо кушать.
А почему, я сейчас тебе расскажу.
«Спас» по-церковнославянски — это «Спаситель», то есть Иисус Христос. Спасами также называли и праздники, установленные в честь Спасителя ради воспоминания тех или иных ключевых моментов его земной жизни, описанных в Евангелиях.
Ты ведь понимаешь, что Евангелия это не просто хроника событий? Это скорее продукт творчества, включающего собирание определенных историй, их редактирование, осмысление, ну и художественный вымысел, естественно — куда ж без него. Соответственно, ни один рассказ в Евангелиях не присутствует «просто так», у всего есть смысл.
Иисус начал свое общественное служение, как считается, в возрасте 30 лет, и пошел он по стопам своего родственника Иоанна Крестителя, который к тому времени был уже довольно известен как проповедник приближающегося Суда.
Однако, хотя кузены и занялись в общем-то похожим делом, было между ними и принципиальное различие. Иоанн Креститель, если так можно выразиться, был профессиональным служителем культа. Не в плане принадлежности к храмовой или синагогальной корпорации, тут и вовсе наоборот. Речь скорее идет о формате проповеди: Иоанн был известен как строгий аскет, подвижник, приводящий народ в чувство своими пламенными проповедями о неотвратимости Божьего гнева и необходимости покаяния. Своему «ремеслу» он отдавался полностью и без остатка, проявляя крайнюю последовательность и упертость, граничащую с фанатизмом.
В конечном итоге эти качества привели его на плаху. Такой образ нищего праведника был хорошо знаком и близок современникам Крестителя, ведь именно так вели себя классические пророки Израиля.
Но вот Иисус был немного другим. По всей видимости, он не очень любил длинные обличительные проповеди, предпочитая им беседы о простых и понятных всем вещах: о бедняках и богачах, о виноградниках и брачных пирах, об урожаях и стихийных бедствиях. Иисус не только не хотел казаться аскетом, но и демонстративно принимал участие в застольях людей с сомнительной репутацией. Он не ждал, пока люди придут к нему с покаянием, но сам путешествовал по стране, рассказывая всем подряд свои истории с двойным дном. Это странное поведение в какой-то момент даже самого Иоанна Крестителя заставило усомниться насчет мессианства своего родственника:
Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? (Мф. 11:2-3)
Мотив сомнения, тайны, которая никак не поддается, чтобы ее раскрыли, вообще очень важен для Матфея — не случайно Иисус у него запрещает свидетелям своих чудес распространяться о них. Но в какой-то момент секрет должен быть раскрыт. К слову, знаешь, как по-гречески будет «снятие покрова, раскрытие»? Апокалипсис. Да, такие вот дела.
Совершает свой каминг-аут, то бишь, апокалипсис, Иисус на горе, куда берет только трех учеников из всей банды. Это событие описано примерно одинаково у евангелистов-синоптиков:
И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие,
И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.
Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.
И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. (Мф. 9:1-4)
Вот этот эпизод и вспоминается на праздник Яблочного Спаса, также известного как Преображение. А по-гречески Метаморфозис. А по-английски вообще Transfiguration.
В чем тут духовный смысл, спросишь ты?
Очевидно в том, как много зависит от точки зрения: была гора и четыре человека на ней, и вот, вроде бы ничего не поменялось, но как будто пелена спала с глаз, и ученики вдруг увидели больше, чем могли видеть до этого — и вся картина изменилась.
Они действительно узрели Царство Божье, и Иисуса в славе, услышали голос Бога, призывающего слушать Своего возлюбленного Сына, но не потому что проделали весь этот путь в гору, или много постились, или предавались невиданным доселе духовным практикам, а просто потому что их глаза открылись и они смогли разглядеть подлинную реальность вокруг себя.
Именно такой Апокалипсис в конечном итоге обещан всем нам.
Ну и последний вопрос — какое отношение ко всему этому имеют яблоки?
Честно говоря, я сам не очень хорошо понимаю. Вроде бы это связано с урожаями и какими-то традициями и обрядами селян, но, как ты видишь, в этом празднике есть вещи и поинтереснее, чтобы обсудить.
______________
Подписывайся на наш телеграм-канал, где мы публикуем поучительные истории про авву и все, что не вписалось в цензуру: Роман с Дьяконом.