Как часто вам доводится получать "письма счастья" с камер фотофиксации? Мне пару раз в год точно прилетают. Хотя стараюсь не нарушать, но по глупости иной раз не приторможу перед камерой. И ладно бы, если это стационарные комплексы - места их расположения по большей части известны. "Гроза дорог" последних лет - мобильные камеры, треноги на дорогах - зачастую появляются из ниоткуда. Никакого знака перед ними не увидишь - "благодаря" брешам в нашем законодательстве ставить их в данном случае необязательно. Но больше всего бесит, что устанавливают эти треноги далеко не всегда в местах повышенной аварийности, чтобы обеспечить реальную безопасность дорожного движения. Ставят их, что называется, в самых прикормленных местах. Порою втречаешь камеры перед указателем на выезде из города или у знаков проведения дорожных работ, например, особенно если рабочие забыли эти знаки убрать. Треноги прячут в кустах, за машиной и забором или даже маскируют в мусорный бак. И получается, что вся эта затея - история не о нашей с вами безопасности.
Не секрет, что во многих регионах сбор штрафов при помощи мобильных комплексов фиксации уже как несколько лет передан коммерческим структурам. И практика-то во всём мире довольно распространенная - самое что ни на есть государственно-частное партнёрство. Небогатые регионы не тратят бюджетные деньги, а бизнес зарабатывает. Только в России эта история, как и все другие благие начинания, принимает самые уродливые и искажённые формы. Фирмы, выполняющие роль частного оператора, зачастую принадлежат лицам, аффилированным власти или находящимся с ней "на короткой ноге". Как говорит мой знакомый, работающий оператором одной из треног в моём городе: "собрались большие генералы в бане и поделили между собой регионы". В этой, без сомнения, байке доля правды имеет место быть.
В моём регионе одна коммерческая структура получила монополию от ГИБДД и администрации - возможно, в других регионах ситуация такая же. В распоряжении у этой фирмы - более 20 мобильных камер и обслуживающий их персонал. "Хлебные" места на выездах из города заранее распределены, "старички" обычно занимают наиболее выгодные позиции. Ведь основной заработок операторов треног - бонусы с выписанных штрафов. Ребята говорят, что зарплата у них - от 50 до 100 тысяч рублей в месяц, в зависимости от "стажа". Одна камера в среднем "отгружает" по 50 штрафов в сутки. Если взять 22 рабочих дня и самый минимальный штраф со скидкой 250 рублей, получается, одна тренога собирает минимум 275 тысяч рублей в месяц. Соответственно, 20 таких камер приносят 5,5 миллионов. Обслуживание среднего по цене комплекса фиксации обходится не более трёх тысяч рублей в месяц. В среднем 1,5 млн рублей уходит на зарплату персонала.
Какую же часть этих денег получит государство? К примеру, один из самых первых частников, эксплуатирующих треноги в Подмосковье, с каждого, даже самого минимального штрафа получает "фиксу" 233 рубля. То есть при самом популярном нарушении на 250 рублей, с учетом скидки, в казну "капает" лишь 17 рублей! Нет точной информации, сколько перечисляет на счет государства фирма в моём городе, но даже если эта комиссия составляет 10 %, у частника остается 3,6 млн рублей в месяц. Вычесть налоги, операционные расходы - и всё равно получится вполне неплохая сумма. И это при условии минимальных доходов и максимальных расходов.
Хотелось бы верить, что коммерческие организации, выступающие операторами фотофиксации, не только подсчитывают свою прибыль, как мы это делали выше, но и проявляют реальную заинтересованность в своей основой работе - обеспечивать снижение аварийности на наших дорогах. Но, наверное, России до такого идеального сценария ещё далеко...