Из воспоминаний Литвакова В.Л.
Дивизию срочно перебросили под Великие Луки. Там мы почувствовали, что такое настоящая война. Все время бои. Там и получил "За отвагу". Наш батальон и впереди три деревни. Перед каждой деревней большое заснеженное поле, на нем ни кустика ни бугорка. Впереди деревня в дымке, до нее метров восемьсот.
Нам минометчикам не подвезли мин, по каким причинам не знаю. Минометную роту разбросали среди стрелковых рот. Уже начинало светать. Взлетает ракета, следует команда: "Встать!". Да до этого заставили снять шинели и оставить вещмешки. Нам минометчикам выдали автоматы ранее. Встали и пошли вперед, никто нас не поддерживал. Ни артиллерии, ни танков...
Снега по колено, бежать не возможно, все шли. Фрицы с дистанции в восемьсот метров открыли пулеметный огонь. Шли перебежками, пять шагов сделал и падаешь в снег. Поднимаешься и повторяешь. И так все. Так все ближе, ближе.
У немцев на флангах обороны деревни два пулемета МГ-34. Немцы не выдержали и рванули по центральной улице, бегут и отстреливаются, отступают. Пулеметы бросили, пулеметчики тоже рванули. Мы по центральной улице тоже идем, спины убегающих фрицев видим. Выбежали на околицу деревни. Последним у них офицер в распахнутой шинели отходил, два раза по нему стрелял, но не попал.
Посмотрел налево, батарея немецкая стоит. Стоят четыре орудия и четыре тягача. У техники двигатели работают, видно вот вот пришли на позицию. Ящики все открыты, все брошено. Еще бы немножко, они бы нас в поле накрыли. Прямой наводкой на поле расстреляли...
На окраине рассмотрели полузанесенные снегом траншеи. Зимой рыть траншеи тяжело, обрадовались. А тут такое счастье привалило... Бросились траншею саперными лопатками очищать, наверно со времен нашего отступления ждала. Наша родная. Притащили четыре немецких пулемета МГ-34, два из них на станках из алюминиевых трубок, два ручных.
Большой запас продовольствия взяли. Склад боеприпасов. Гранаты немецкие и итальянские, натаскали лент и патронов. Запаслись капитально. У нас сначала даже своих пулеметов не было, ничего не было! Все это между бойцами быстро распределили.
Ночью появились водители из дивизии и все тягачи забрали. Орудия брошенные стоять остались. Взводный нам говорит: "Ну ребята, немцы нам этого не простят!". И точно! Только рассвело, мощнейший артиллеристко-минометный налет. Вся деревня сзади горит, немцы пошли в атаку. Их тоже можно понять, оставили все и бежали.
В отличии от нас они шли не кланяясь, все пьяные в дребезину были... И тут началось, пулеметы трофейные заработали и автоматы. Первую их атаку отбили. Причем мы их подпустили метров на двести и скосили. Выжившие залегли, снова поднялись и стали отходить, ничего у них не получилось. Стемнело. Из поля крики раздаются, мы не мешали фрицам с поля их раненых убирать.
Под утро пришли нас менять, занимают наши позиции. Всех нас отвели в тыл, посмотрел на батальон, что-то нас маловато осталось. Подошли к штабу дивизии, встречают с оркестром. Дивизией в тот момент командовал Чернюгов С.С., он старался вытравить в дивизии все, что было связанно с Панфиловым.
Оркестр играет, построили. Мы все в рваных маскхалатах, не спавшие и голодные. Приказали по порядку номеров рассчитаться, последний произнес 71-й, а было около пятисот. Это все, что осталось от батальона.
Через много лет, когда этим боем поделился с бывшим начальником разведки штаба дивизии. Он сказал: "Счастливый ты Володя человек. Вы были обречены". Чернюгов нам сказал: "Дорогие мои сыночки вы свою задачу выполнили с честью!".
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
ДРУГИЕ СТАТЬИ:
ЧУВСТВО ЛОКТЯ
ИЗ МГЛЫ ВЫШЛИ НЕМЦЫ
ОТРАЖЕНИЕ НАЛЕТА