Хуже, чем отсутствие работы, может быть только неадекватный заказчик, с которым невозможно найти общий язык. Рассказываем о самых ужасных клиентах, с которыми лучше расстаться уже на стадии переговоров.
Любитель халявы
Обсуждать оплату бывает непросто. Заказчик всегда хочет сэкономить, а исполнитель — заработать, поэтому поток клиентов, которые выпрашивают скидку со словами «А что так дорого?», не иссякнет никогда.
В желании получить качественную и дешевую работу заказчики доходят до полного абсурда. Одни просят первый раз сделать работу бесплатно: «Если нам все понравится, мы начнем платить»; другие искренне не понимают, почему то, что стоит $2000, нельзя сделать за $500: «Ну мы же молодая компания, у нас маленький бюджет».
Любители бесплатного труда и индивидуальных скидок не ценят чужое время и труд, поэтому раздражают абсолютно всех.
Друг друзей
Молодые компании часто находят первых клиентов через друзей, знакомых или родственников. Это совершенно нормально, но есть свои нюансы.
Некоторые считают, что, если вы познакомились за кружкой пива на чьем-то дне рождения, значит, дела с вами можно вести расслабленно и несерьезно. Такой партнер может задерживать оплату, тянуть с согласованием, звонить поздно вечером или, как заказчик из предыдущего пункта, требовать скидку. Вы ведь почти друзья, а для друзей всегда можно сделать исключение.
Всезнайка
«Я тоже дизайнер/программист/рекламщик», — когда заказчик говорит что-то подобное, сотрудники студии или агентства нервно вздрагивают.
Такой клиент постоянно лезет под руку и просит внести абсурдные правки, ведь у него есть собственное мнение про ваш код, макет или слоган. Причем вероятность того, что человек действительно окажется экспертом, практически нулевая. Скорее всего, но просто прочитал пару статей и посмотрел несколько роликов на YouTube.
Эстет
Если заказчик говорит, что небо недостаточно голубое, шрифт слишком экспрессивный, а рубрикатор на сайте сделан как-то без души, — значит, вам попался «тонкий ценитель прекрасного», который, скорее всего, вынесет мозг всей команде.
Такой клиент относится к созданию сайта как к росписи Сикстинской капеллы и не понимает (или не хочет понять) разницу между дизайном и искусством.
Следующий тип клиента — полная противоположность предыдущих двух. Он понятия не имеет, чего хочет, и дает слишком мало информации о компании и проекте.
Используя скудные данные, исполнитель делает работу практически вслепую; в итоге получается продукт, который не нравится заказчику. Приходится полностью переделывать проект или вносить много правок.
Любитель посовещаться
Если у компании-заказчика нет четкой схемы принятия решений, работа с ней может стать невыносимой. Вы показываете макет руководителю, и, вместо того чтобы принять его или внести правки, он начинает советоваться со всеми подряд. В лучшем случае это будут его сотрудники, в худшем — жена, дети и друзья.
Непостоянный
Эти заказчики хотят всего и сразу, они озвучивают кучу разных требований и идей, часть которых оказываются невыполнимыми или противоречат друг другу.
По ходу работы у такого хаотичного клиента появляются новые гениальные мысли, из-за которых приходится все переделывать. В ответственный момент он может перестать выходить на связь или затянуть с оплатой. Общение с заказчиком этого типа чревато потерей времени и нервным срывом.
Заключение
Вряд ли в этом мире можно найти дизайнера, который за всю жизнь не встретил ни одного ужасного клиента. Но это вовсе не значит, что ваша работа будет состоять только из ада и борьбы. Как правило, крутые профессионалы притягивают к себе адекватных клиентов, которые уважают чужие мнение и труд и готовы платить за качество.
Хотите узнать больше о профессиях в Digital? Получите свой бесплатный билет ниже по ссылке