Найти тему
UMAG - блог о ритейле

Как правильно оформить уголок потребителя в Казахстане: документы и внешний вид

Оглавление
Пример уголка потребителя
Пример уголка потребителя

Если правильно оформить уголок потребителя, можно избежать санкций со стороны контролирующих органов: штрафов и привлечения к ответственности. Оборудовать его обязано любое заведение, занимающееся предпринимательской деятельностью, будь то ресторан, салон красоты, аптека, кафе и пр.

Что должно быть в уголке потребителя в магазине в 2019 году

У индивидуальных предпринимателей (ИП) и у юридических лиц (ТОО – товариществ с ограниченной ответственностью) в уголке покупателя должны быть:

  • Черно-белая или цветная заверенная копия свидетельства о выдаче бизнес-идентификационного номера (БИН) ИП или ТОО и о присвоении регистрационного номера плательщика (РНН) (тоже должна быть заверена).
  • Телефонный номер лица, с которым может связаться потребитель, если у него возникли предложения по поводу деятельности магазина или жалобы.
  • Сертификаты соответствия услуг или товаров (добавят доверия со стороны потребителей и надзорных органов, но к размещению в уголке не обязательны).
  • Лицензия на осуществление конкретного вида деятельности, если она законодательно подлежит лицензированию.
  • Список органов контроля и экстренных служб (пожарного надзора, отдела полиции, территориального отдела Казпотребнадзора) с указанием их адресов и контактных данных.

Какие книги нужны для уголка потребителя:

  • Журнал учета проверок ИП или ТОО с отметками об уже проведенных ревизиях.
  • Книга жалоб и предложений (обязательна к размещению).
  • Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (тоже обязателен). Нельзя использовать документ, который скачан в интернете и затем распечатан на принтере. Издание закона должно быть официальным, в виде книги.
  • Правила торговли и оказания услуг (обязательно к размещению в уголке).
  • Для заведений, продающих спиртные напитки, требуются правила продажи алкоголя и табачных изделий.
Пример уголка потребителя
Пример уголка потребителя

Требования к внешнему виду

Внешний вид стенда или папки в законодательстве не описан. Можно сделать этот важный элемент в общем стиле магазина или другого заведения. Более удобным считают стенд, в котором есть специальные кармашки под документы. Изделие продается в магазине канцелярских принадлежностей.

Более простой вид – информационная папка, состоящая из прозрачных файлов. Ее можно тоже повесить на стене, особенно если места для уголка в заведении не так много. В папке легко помещается тот же объем информации, что и на стенде.

-3

Где разместить уголок потребителя

В отношении месторасположения стенда тоже нет каких-либо ограничений. Основное условие – каждый посетитель должен иметь возможность изучить предоставленную информацию. Некоторые контролирующие организации иногда указывают, что стенд находится не на видном месте, но никаких санкций в этом случае они предъявить не могут.

Во избежание лишних вопросов во время плановых проверок лучше учитывать следующие правила по расположению стенда:

  • наглядность и доступность;
  • актуальность предоставляемых данных;
  • удобный подход.

Прятать стенд не имеет смысла, если он оформлен в соответствии со всеми правилами и содержит перечисленные законы, сертификаты, книги и лицензии. Красиво представленный уголок лишь покажет степень вашей ответственности и повысит доверие как покупателей, так и органов надзора.