Позаимствуйте их подход к решению непривычных задач и будьте любопытнее.
1. Всегда старайтесь узнавать новое
Маленькие дети инстинктивно стремятсяHow Babies Think к знаниям. Это неотъемлемая часть их природы. Они активно передвигаются, наблюдают за происходящим вокруг, запоминают свои впечатления. В процессе у них начинают формироваться теории об устройстве мира.
В раннем детстве они связаны с понятиями о родственниках и последствиями разных поступков (например, что будет, если снова и снова бросать на пол чашку-непроливайку). С возрастом эти теории усложняются, дети придумывают удивительные (а иногда уморительно смешные) идеи. Например, что ветер появляется, когда деревья шевелят листьями.
Взрослые же обычно думают не о том, как узнать что-то новое или понять какое-то явление, а о том, как выполнить задачи. И становятся похожи на ребёнка, которому рассказали, что делать с игрушкой, и которому больше не нужно самому задействовать воображение. В таком состоянии не придумаешь чего-то интересного.
Поэтому напоминайте себе о том, что есть ещё масса неизведанного. Вдохновляйтесь детским стремлением искать новые объяснения привычным вещам.
2. Исследуйте
В 1933 году медсестра Харриет Джонсон (Harriet Johnson) описалаThe Art Of Block Building, как дети обращаются с кубиками. Независимо от возраста они сначала вертят их в руках, исследуют текстуру и вес. А потом не начинают сразу же складывать в сложные конструкции, а просто носят с собой. И только когда у них появляется некоторый опыт, они пытаются выстроить что-то похожее на домики.
Из этого можно сделать простой вывод: вполне естественно и даже полезно изучить задачу поподробнее, прежде чем выбирать способ её решения.
У детей это происходит автоматически, но взрослым лучше сознательно планировать такие исследования. Давайте себе время, чтобы обдумать разные варианты решений и задать вопросы, которые на первый взгляд кажутся посторонними. Будьте открыты неожиданностям и тогда найдёте неординарные подходы к делу.
3. Начинайте с чистого листа
В последнее время многие мастер-классы стартуют с какой-нибудь инженерной задачки. Например, нужно построить башню из макарон и скотча или отправить перо в полёт с помощью трубочек и бумажных стаканчиков. Том Вуйец (Tom Wujec), специалист по дизайну и командной работе, регулярно проводит подобное упражнение с зефиром.
За восемнадцать минут каждой команде нужно построить устойчивую башню из спагетти, которая удержит зефир на вершине. Чем выше башня, тем лучше. По словамBuild a tower, build a team Вуйеца, лучше всего справляются не взрослые, а дети дошкольного возраста.
Причина в разных подходах к делу. Взрослые обычно выбирают лидера, обсуждают планы, делегируют обязанности. В общем, опираются на прошлый опыт решения проблем. Или реконструируют уже имеющиеся объекты (самый частый вариант — Эйфелева башня). Это неплохой подход, когда нужно работать с типичной задачей. Но макаронно-зефирная башня — дело совершенно нестандартное, поэтому о багаже знаний лучше забыть.
У детей ещё мало опыта, большинство ситуаций для них новые и необычные. Они не ограничивают себя повторением когда-то виденных башен. Не имея в запасе стандартных проверенных решений, они придумывают невероятные постройки, которые не приходят в голову взрослым. Напоминайте себе об этом, столкнувшись с чем-то непривычным. И вместо того, чтобы сразу же действовать по-старому, начните с чистого листа.
4. Подключайте воображение
Дети не только необычно используют уже существующие предметы, но и сами что-то придумывают в процессе игр. Например, видят в любом прямоугольном предмете телефон и звонят по нему понарошку. Или превращаются на время в какое-то животное. На первый взгляд в этом нет ничего особенно впечатляющего. Но у такой повышенной креативности важные функции.
Она приводит к инновациям, благодаря которой дети достигают целей игры несмотря на ограниченные ресурсы.
Взрослые, столкнувшись с задачей, часто зацикливаются на препятствиях. Мы знаем, что одно решение не получится применить из-за причины А, другое — из-за фактора Б. Конечно, нет смысла тратить силы на что-то очевидно невозможное. Но всё-таки попробуйте иногда мыслить как дети, которым кажется, что выйдет всё. Старайтесь уравновесить реалистичный подход и воображение.
5. Не отказывайтесь от непрошеной помощи
Уже в раннем возрасте малыши меняют своё поведение, чтобы лучше достигать целей во время игры. В том числе реагируют на неожиданную помощь от воспитателей. Исследователи заметилиНAERA Conference: Spanning Research and Practice это, понаблюдав за ребятами в детском саду. Чаще всего ребёнок применял полученный совет для решения возникших сложностей и быстро возвращался к своей игре, научившись чему-то новому в процессе.
Это соответствует теории обучения Льва Выготского. В начале 1930-х годов он ввёл понятие «зона ближайшего развития» по отношению к детям, но это понятие применимо и ко взрослым. Каждый человек может выполнить задачу, задействуя один из двух уровней развития — актуальный или потенциальный.
Актуальный соответствует тому, что мы умеем самостоятельно — например, делать свою типичную работу. Потенциальный — тому, что мы сможем сделать с небольшой помощью, когда нам не дают готовый ответ, но подталкивают в нужном направлении. Между двумя этими уровнями находится зона потенциального развития.
Представьте ребёнка, который ищет потерявшуюся игрушку. Если вы даже не знаете, где она, вы всё равно можете помочь с поисками. Например, предложите посмотреть под диваном или в соседней комнате. По мнению Выготского, обучение происходит как раз в этот момент, когда более опытный человек помогает достичь большего, чем мы осилили бы в одиночку.
Реагируя на совет, мы приобретаем знания и запоминаем новые стратегии. В результате актуальный уровень развития повышается.
На работе мы тоже постоянно сталкиваемся с неформатными задачами и идеями, но обычно подходим к ним со своим актуальным уровнем развития. Нам кажется, что мы не нуждаемся в помощи, и непрошеные советы скорее раздражают. Но именно такие подсказки от коллег или руководителей могут повысить наш уровень развития и сделать продуктивнее. Так что не спешите от них отмахиваться