Найти тему
Новости Узбекистана Podrobno.uz

Эксперт рассказал, зачем аэропортам Узбекистана "открытое небо"

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Режим "открытого неба" позволит либерализовать и облегчить доступ и условия использования воздушных гаваней Узбекистана для иностранных авиакомпаний, считает начальник отдела по содействию улучшению системы перевозок Госкомтуризма Зафаржон Вохидов.

"Этот режим используется для увеличения туристического потока и развития потенциала в качестве регионального авиационного хаба. Режим "открытого неба" открывает для международных авиакомпаний доступ к аэропортам и их наземным службам. Ключевыми принципами "открытого неба" являются не только предоставление прав на транзитные перелеты, но и невмешательство правительства в ценообразование, назначение маршрутов и авиакомпаний, а также отсутствие ограничений по типам самолетов и их мощностей", – рассказал он.

По словам эксперта, применение политики "открытого неба" в мире позволило увеличить пассажирооборот до 35% (без нее было бы 8%). Она также снизила цены на авиабилеты от 20 до 40%.

"Открытое небо" также создаст десятки тысяч рабочих мест. Например, подобное соглашение между Австралией и Новой Зеландией обеспечило 40 тысяч человек работой, а либеральный воздушный режим в Сингапуре создал 163 тысячи рабочих мест. В целом, на сегодня гражданская авиация в мире обеспечивает работой 63 миллиона человек и ее вклад составляет 3,5% мирового ВВП", – подчеркнул собеседник.

Свободы воздушного пространства, добавил эксперт, представляют собой набор правил гражданской авиации, дающих право авиакомпаниям одной страны входить в воздушное пространство другой страны и приземляться на её территории.

"Пятая свобода предоставляет авиакомпаниям право перевозить за плату пассажиров и грузы из одного иностранного государства в другое при полёте в свою страну. То есть пятая свобода необходима авиакомпании, чтобы перевозить пассажиров не только из точки "A" в точку "B" или из точки "A" в точку "C", но и из точки "B" в точку "C" (по маршруту из "А" в "С" с промежуточной остановкой в "В") и обратно. Пассажиров привлекают, прежде всего, недорогие авиабилеты из точки "В" в точку "С" и обратно", – отметил Вохидов.

В связи с тем, что часть пассажиров летит только до точки "В", сказал он, у авиакомпании при полете из точки "В" в точку "С" всегда есть свободные места, которые она старается максимально загрузить, применяя для этого специальные цены, и в этом случае пассажир зачастую может совершить авиаперелет на небольшие расстояния на дальнемагистральном самолете типа B747/777, А330/А340.

"К "открытому небу" присоединяются страны, у которых отечественные авиакомпании не в состоянии полностью удовлетворить существующий или потенциальный спрос среди населения и иностранных туристов. Например, Россия проводит политику "открытого неба" для аэропортов в городах Сочи, Калининград и Владивосток, Израиль довольно успешно проводит такую политику по отношению своего главного аэропорта имени Бен Гуриона в Тель-Авиве, а страны Евросоюза применяют эту политику для авиаперевозчиков, чтобы предоставить равные возможности авиакомпаниям стран ЕС внутри общего авиационного рынка", – заметил он.

В частности, успешный опыт Израиля показывает, что от этой политики в конечном счёте выигрывают как местные авиакомпании, так и вся страна в целом. После инициирования политики "открытого неба" в период с 2013 по 2017 годы пассажиропоток в аэропорту Бен Гуриона увеличился с 13 до 20 миллионов человек, а воздушная гавань вошла в список ведущих аэропортов мира. Также, недавним успешным примером является Армения, которая за последние два года смогла открыть 12 новых международных маршрутов с привлечением 12 авиакомпаний.

"Важно подчеркнуть, что если страна проводит политику "открытого неба", то она должна максимально упростить правила использования своего воздушного пространства и аэропортов, минимизировать расходы, связанные с предоставлением услуг пользования своим воздушным пространством, особенно предоставлять авиакеросин по конкурентным ценам", – сказал эксперт.

По его мнению, при принятии решения авиакомпаниями, летать или нет в определенную страну, имеют значение два ключевых фактора: стоимость авиатоплива и обслуживания в аэропортах. Существующие на сегодняшний день в Узбекистане размеры ставок как на авиатопливо, так и на аэропортовые сборы не конкурентоспособны. Есть оценочные данные, что текущие размеры сборов за аэронавигационное обслуживание для иностранных авиакомпаний на территории страны превышают размеры, установленные в странах, сопоставимых с Узбекистаном в регионе.

"Новым указом президента данная проблема практически решена, это вопрос лишь времени, остается только исполнить поручение своевременно и качественно. Uzbekistan Airports по предложениям международных аэропортов республики предоставлено право самостоятельно определять и устанавливать ставки и сборы за услуги, оказываемые аэропортами для авиакомпаний-нерезидентов, расширять и модернизировать инфраструктуру, необходимую для хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов аэропорта", – рассказал собеседник.

Самое главное, добавил он, теперь воздушные гавани самостоятельно могут заключать прямые договора с местными или иностранными поставщиками авиатоплива и горюче-смазочных материалов, а также реализовать их местным и иностранным авиакомпаниям, осуществляющим рейсы в международные аэропорты страны, в том числе транзитные.

"Самое важное, теперь иностранные авиакомпании, которые заинтересованы в налаживании рейсов с городами, в аэропортах которых введен режим "открытого неба", обращаются в Минтранс для получения разрешения на выполнение полетов и Uzbekistan Airports в получении слота", – заметил представитель Госкомтуризма.

Вместе с тем, в указе прописаны все меры для успешной реализации режима "открытого неба". В частности, до конца текущего года проводится инвентаризация и пересмотр межправительственных соглашений Узбекистана о воздушном сообщении в целях расширения сотрудничества и увеличения географии полетов.

"С внедрением режима "открытого неба" ожидается существенное увеличение количества иностранных туристов и возникает необходимость налаживания внутренних транспортных перевозок. Для решения данного вопроса Министерству транспорта совместно с "Узбекистон темир йуллари" поручено разработать план по обеспечению транспортных связок – автобусного и железнодорожного сообщения между городами страны и сопредельных государств для создания удобной логистики пассажирам международных аэропортов. Кроме того, в аэропортах Карши, Нукуса, Термеза и Бухары планируется реконструировать взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, командно-диспетчерские пункты, аэронавигационное оборудование и стационарные наземные узлы связи", – отметил он.

"В целом, считает эксперт, "открытое небо" позволит укрепить гражданскую авиацию страны, удовлетворить растущую потребность населения в диверсифицированных и доступных авиабилетах и грузоперевозках, а также обеспечить высокий уровень безопасности полетов за счет омоложения авиапарка. Вместе с тем, этот режим поспособствует расширению географии полетов за счет транзита между Азией, Европой и Ближнем Востоком, существенному снижению цены на авиабилеты, развитию отечественных малобюджетных авиакомпании, привлечению международных управленческих компаний в сфере авиации и развитию бизнес-авиации", – заключил Зафаржон Вохидов.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.