Фридрих Штовассер, более известный как Фриденсрайх Регенбург Дункельбунт Хундертвассер, - австрийский и новозеландский художник и архитектор, также занимавшийся защитой окружающей среды. Он был противником всякой стандартизации и считал, что жилые дома должны отражать уникальность их жителей.
В своей живописи и прикладном искусстве, начиная с венского модерна, клевера и восточных миниатюр, он развивает абстрактно-декоративный, поверхностный и красочный стиль живописи с характерными декоративными спиральными и лабиринтными формами, кругами, меандрами и биоморфными формами. С начала пятидесятых годов и всю оставшуюся жизнь он продолжал интересоваться архитектурой, и считал, что она должна стать более подходящей для природы и людей.
Больших успехов художник достиг в 1960-х годах: в частности, в 1962 году с австрийским павильоном на биеннале в Венеции в 1964 году и с ретроспективой в Ганновере. Помимо этого он активно участвовал в экологическом движении. Его приверженность к жизни в гуманной естественной среде проявляется в манифестах и провокационных выступлениях наряду с его искусством. В своем архитектурном творчестве Хундертвассер заменил монотонность разнообразием, а стандартизированную систему органическими и нерегулируемыми неровностями.
В 1981 году Хундертвассер стал руководителем школы живописи в Академии изящных искусств в Вене. Известный дом Хундертвассера в Вене, строительство которого началось в 1983 году, свидетельствует о его архитектурных представлениях. За год до смерти Хундертвассер представил архитектурный проект станции Ильцен. Художник умер в 2000 г. на круизном судне рядом с Новой Зеландией.
1. Хундертвассерхаус, Вена, Австрия, открыт в 1986 г.
Уже один фасад этого дома в Вене, украшенный множеством яарких красок и цветной плиткой, привлекает взгляды прохожих. Те, кто живет в доме Хундертвассера, также имеют право проектировать фасад вокруг окон в соответствии с их собственным вкусом. Более 200 деревьев и кустарников на балконах и террасах на крыше превращают Хундертвассерхаус в зеленый оазис в центре города.
Напротив дома находится Хундертвассер-виллидж, возникший в 1990-1991 годах из шинной мастерской. Художник создал здесь уникальный торговый центр с "деревенской площадью", баром и многочисленными магазинами в своем типичном стиле.
2. Кунстхаус (Дом Искусств) в Вене, Австрия, открыт в 1991 г.
Музей был создан в результате реконструкции здания 1892 года, в котором размещалась фабрика мебели Thonet (создатель культового стула бистро). Завершенное в 1991 году, все здание спроектировано в типичном стиле Хундертвассера, с волнистыми, волнистыми полами и заметным отсутствием прямых линий. Яркие, яркие цвета используются повсюду. Чтобы комнаты были залиты дневным светом, Хундертвассер построил стеклянный фасад перед фасадом. Фасад украшен эмалью, шахматной мозаикой. Хундертвассер использовал симметричные мозаичные камни, тщательно выложенные в мозаику. В музее площадью 1600 м.кв в дополнение к постоянным Хундертвассера выставки также проводятся временные выставки других художников.
3. "Лесная Спираль", жилой комплекс в Дармштадте, Германия, 2000 г.
Строительная ассоциация Дармштадта поручила Хундертвассеру спроектировать здание с 105 жилыми блоками в районе городского парка. У Хундертвассера была идея построить участок в растущей, лесистой части, следуя спиральной форме. "Лесная спираль" развивается от юго-западного угла вдоль постоянно растущего зеленого уклона, вырастая до девяти этажей в юго-восточном углу участка, что придает особый акцент 41-метровой башне, которая возвышается надо всем комплексом - в ней двенадцать этажей. Фасады Хундертвассера напоминают о слоистых линиях Земли, о отложениях, образовавшихся на протяжении миллионов лет. Спиральная форма призвана демонстрировать собой укрытие. Окна различных размеров и высот расположены в стене геометрически нерегулярно, потому что они служат жителям внутри, а не наблюдателям снаружи.
В здании можно подняться на лесистую спиральную крышу, на которой находятся кафе и бар. Отвращение Хундертвассера прямым углам переносится и в интерьер; углы между стенами и потолком в каждой квартире закруглены. "Лесная спираль" является свидетельством органических устремлений Хундертвассера и глубокой любви к природе. Как он однажды сказал: "Если человек ходит среди природы, то он гость природы и должен научиться вести себя как хорошо воспитанный гость.”
5. Детский сад Хеддерхайм, Франкфурт, Германия, 1995 г.
Детский центр во Франкфурте - на-Майне-Хеддернхайм - это "самый необычный дом для детей во Франкфурте". Хундертвассер разработал художественный проект для здания. Здание заглублено, создавая природный склон на своей кровле. Бетонная оболочка здания была в значительной степени покрыта землей, создавая прослойку, в которой могут закрепиться корни травы, кустарников и деревьев.
6. Общественный Туалет в Кавакаве, Новая Зеландия, 1999 г.
Декоративный общественный туалетный блок - единственный проект, разработанный Хундертвассером в Южном полушарии, и последний проект художника, завершенный в течение его жизни. Стиль его представляет собой типичный стиль Хундертвассера, с волнистыми линиями, нерегулярными керамическими плитками, интегрированными небольшими скульптурами, цветным стеклом и живым деревом, включенным в архитектуру.
Повсюду использовались переработанные материалы, в том числе отработанные стеклянные бутылки и кирпичи из бывшего отделения банка Новой Зеландии. Хундертвассер просил, чтобы любая растительность, уничтоженная во время строительства, была пересажена на зеленую крышу здания. Туалет был открыт в 1999 году. Функционально он ничем не отличается от других "нормальных" общественных туалетов. Есть отдельные мужские и женские зоны, но обе стороны иногда просматриваются более любопытным посетителем после соответствующего предварительного предупреждения.
7. Железнодорожная станция в Ульцене, Германия, 2000 г.
В центре внимания проекта была трансформация здания и платформ в соответствии с планами архитектора. Хундертвассер разработал концепцию реконструкции железнодорожного вокзала, которая помимо служебных, должна была воплощать экологические и культурные замыслы.
Железнодорожный вокзал Ильцена был построен в 1887 году, но после многочисленных модификаций и реконструкций утратил свой первоначальный стиль. В 1995 году правительство Нижней Саксонии обратилось к австрийскому художнику Фриденсрайху Хундертвассеру с просьбой концептуализировать перестройку здания. Несколько лет спустя железнодорожный вокзал Ульцен был перепроектирован в яркий, интересный вокзал, который привлекает как туристов, так и местных жителей. В отделке использована цветная плитка, являвшаяся характерной для почерка Хундертвассера чертой, в рамках экологической концепции были высажены деревья и кусты.
8. "Зеленая цитадель" в Магдебурге, Германия, 2003-2005 г.
В зеленой цитадели все архитектурные принципы Хундертвассера объединяются под одной крышей. Поэтому в его “лучшей и самой красивой работе” Золотые глобусы, украшающие башни, светятся на мили вокруг, “древесные вставки” выглядывают из “танцующих окон”, воздух наполнен ароматом полевых цветов лугов на крышах и склонах, волнистые полы являются “мелодиями для ног” и ведут посетителей по дворам. Внутри здания расположены 55 индивидуально оформленных квартир. Хундертвассер создал не только отдельные жилые помещения, но и пространство для работы и отдыха. Привлекательные витрины магазинов, банкетные залы, гостиница, театр, офисы, медицинские практики и детский сад находятся под одной крышей.
Согласно Фриденсрайху Хундертвассеру, архитектура - это "третья кожа" человека, и он считал, что каждый человек должен иметь возможность выбирать и сам создавать ее, поскольку они могут создавать свою 1-ю кожу (естественную кожу) и свою 2-ю кожу (одежду). Благодаря своим архитектурным проектам и концепциям "право на окна “и " обязательства дерева" он работал над созданием индивидуальных жилых пространств в единстве с природой. Он считал, что задача по возвращению людей в Потерянный рай - это главная задача архитектора.