Найти в Дзене
О праве по-русски

Водитель въехал в огромную яму на дороге и вину за это пытались "повесить" на него. Разбираемся

Оглавление
Дело было в Сочи. Вроде бы дороги в курортной зоне должны быть идеальными, но это не так и отвечать за свою работу "дорожники" не хотели.

Огромная яма

Дорожная выбоина находилась в городской черте Сочи и превышала допустимые размеры в разы.

Нормативами допускаются небольшие ямы на дорогах, но именно небольшие:

  • длина - 150 мм
  • ширина - 600 мм
  • глубина - 50 мм

Это максимально допустимые показатели.

Яма, ставшая причиной судебного спора, имела следующие размеры (указываю в метрах и сантиметрах, ибо в миллиметрах цифры со многими нулями получаются):

  • длина - 15 метров
  • ширина - 2 метра
  • глубина - 26 см

Важное значение имеет глубина, если бы она была в пределах допустимых 5 см, то даже 15 метров длины были бы не так страшны. Но глубина была почти 30 см. Это много.

Судебное разбирательство

Сотрудники ГИБДД зафиксировали факт въезда автомобиля в огромную яму. В отношении Управления автодорог Сочи было вынесено постановление об административном правонарушении, наложен штраф, который нарушитель не оспаривал и вовремя уплатил.

Водитель обратился в суд и проиграл судебные процессы в двух инстанциях.

На что ссылались суды, отказывая в удовлетворении иска? На недоказанность наличия и формы вины водителя в ситуации, когда он въезжал в дорожную выбоину.

Представители Управления автодорог Сочи в суде утверждали, что не заметить такую огромную яму было невозможно.

Какое значение имеет форма вины для разрешения дела? Самое прямое. Давайте взглянем на статью 1083 Гражданского кодекса, регулирующую эти вопросы:

-2

Пункт 1 устанавливает, что при наличии умысла водителя вред не возмещается.

То есть если водитель прекрасно видел яму на дороге и специально в нее въехал, чтобы потом требовать компенсацию, то он не может претендовать на возмещение.

Если имеет место грубая неосторожность, указанная в пункте 2 процитированной статьи, то суд должен снизить размер возмещаемого вреда.

Например, если водитель видел яму, но надеялся проскочить, то речь идет как раз о грубой неосторожности.

Так вот. Суд не смог определить, видел ли яму водитель, пытался ли избежать попадания в яму, умышленно ли в нее въехал... И на этом основании отказал в иске, заявив что водитель не смог доказать отсутствие своей вины.

Бремя доказывания

Только Верховный Суд смог правильно разрешить ситуацию. Приятно, что хоть судьи Верховного Суда не прогуливали в университете теорию государства и права и гражданский процесс.

В Гражданском процессуальном кодексе имеется статья 56, которая и определяет кто и что должен доказывать в судебном заседании:

-3

Формула проста - кто ссылается на обстоятельства, тот и должен их доказать.

Управление автодорог Сочи заявляет, что водитель не мог не заметить яму, он её видел. Следовательно, в деле должны быть доказательства этого обстоятельства, предоставленные ответчиком.

Но в деле нет таких доказательств, соответственно наличие умысла или грубой неосторожности водителя не доказано. Сам он этого делать был не должен.

Полный текст определения Верховного Суда можно посмотреть здесь

Все использованные в статье фотографии распространяются по свободной лицензии.

Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если статья была полезна.

Канал "О праве по-русски" ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть на своем экране серьезные юридические тексты, написанные простым языком