Мы уже неоднократно писали о том, что авторы графических романов давно берутся за самые серьёзные темы (например, вот в этой статье). Сегодня мы, в очередной раз подтверждая это утверждение, хотим рассказать вам о произведении Фабьена Нури и Тьерри Робена «Смерть Сталина».
Тоталитарные государства — колоссы на глиняных ногах
Тоталитарные государства могут очень внушительно выглядеть на внешнеполитической арене, но, несмотря на всю их мощь (в чём-то —вполне реальную, а в чём-то — кажущуюся), у них есть слабое место размером с Вселенную. Диктаторы смертны.
Народ может их обожествлять, но для природы это не имеет никакого значения. Диктатор умирает, а вместе с ним начинает умирать и режим. Иногда это происходит молниеносно, а иногда умирание длится несколько десятилетий. Случается даже, что в рамках агонии происходит краткосрочный расцвет, но итог всегда один — гибель режима. И масса неприятных последствий.
Гибель империи
Смерть Сталина — отправная точка в умирании Советского Союза. Именно её выбрали Фабьен Нури и Тьерри Робен в качестве основной темы своего графического романа. И в этом нет ничего удивительного, ведь переломные моменты истории — золотая жила для творческих поисков.
Будучи фигурой противоречивой, Иосиф Виссарионович обладал таким авторитетом, каким не мог похвастаться ни один из его преемников. Его боялись, ненавидели и боготворили. Личность Сталина до сих пор имеет и преданных сторонников и ярых противников. И это только добавляет пикантности работе Нури и Робена.
В романе «Смерть Сталина» самому Сталину досталась очень маленькая роль — он умирает. Умирает обыденно и не очень красиво, но пускает под откос судьбу целого государства — колосса на глиняных ногах.
Что получилось у Нури и Робена
Авторы замечательно передают атмосферу, царящую среди членов Центрального комитета после того, как дамоклов меч стал обманчиво невесомым. Начинается борьба за власть, но фантом чего-то тяжёлого и острого, висящего на волоске прямо над твоей головой, их не отпускает. И не зря. Ведь каждый хочет кусок пирога покрупнее, мнимый друг в любую секунду может вонзить в спину нож, а время на принятие решений крайне ограничено.
Страх и жажда власти витают в воздухе, который Фабьен Нури и Тьерри Робен аккуратно запечатали в своём графическом романе. Пожалуй, именно в этом их главная заслуга.
Что же касается исторической достоверности, то авторы «Смерти Сталина» добровольно отказались от претензий на неё. Сохранив исторический сюжет, они радикально изменили некоторые детали, предав своему повествованию эффектности.
Пианистку Марию Юдину (рождённую в 1899 году) они нарочно «омолодили», а её письмо Сталину сделали причиной его приступа, давку на похоронах превратили в массовую бойню и «повесили» её на Хрущёва. Но ведь графический роман — это не научная работа, и потому Нури и Робену можно простить подобные манёвры.
Работа получилась очень интересной — динамичный сценарий прекрасно сочетается в ней с меткими иллюстрациями. Если вы любите комиксы, но ещё не познакомились с графическим романом «Смерть Сталина» — исправьте это упущение! Если же вы относитесь к комиксам с презрением, то учтите — знакомство с работой Фабьена Нури и Тьерри Робена не займёт у вас много времени, но, возможно, изменит ваше отношение к жанру!
Жмите ПАЛЕЦ ВВЕРХ и предписывайтесь на канал «Призрачная редакция»!
Успехов!