Низы смогли, пока верхи не хотели
Интересная, а где-то и уникальная предвыборная кампания на выборах в Госдуму проходит в Серовском Городском округе Свердловской области. Здесь за место в нижней палате российского парламента ведут несколько представителей совершенно разных лагерей. В лидерах - олимпийский призер, биатлонист Антон Шипулин и общественница, ранее осужденная, но позже оправданная - Евгения Чудновец.
Место в Госдуме от Серовского округа стало вакантным в конце 2018 года, когда депутат Сергей Бидонько принял приглашение стать вице-губернатором Свердловской области. После этого место депутата пророчили Антону Шипулину, которому благоволил свердловский губернатор Евгений Куйвашев. 24 марта 2019 года Шипулин поехал в округ и официально объявил на встрече с общественниками о том, что собирается поход в Госдуму. Его поддержал (как приемника) Сергей Бидонько.
Ошибки Шипулина, на которых сыграла Евгения Чудновец.
Общественница начала свой поход на Москву, как человек от народа. Для этого у нее есть все задатки: она пострадала от власти, когда ее, сотрудницу детского сада, посадили за репост. Позже власть признала ошибку и отменила приговор. Своих больших накоплений у Евгении не было для занятия политикой, поэтому она честно попросила денег у людей, пообещав защищать их интересы в парламенте. Собрала немного, но заработала выдвижение от ЛДПР - наименее подконтрольной политической силе региональной власти, а также покровителя в лице Антона Бакова. Баков последние несколько лет активно продвигает идею строительства монархии. Но не стоит забывать, что Антон Алексеевич - опытнейший политтехнолог, который успешно работал с Чубайсом, Немцовым и Рыжковым, а в 2003 году вышел во второй тур губернаторских выборов вместе с Эдуардом Росселем.
Как действует Шипулин - он действует, как будто он уже депутат - политизированный чиновник, занимающийся общими проблемами. Он оторван от народа, встречается с избирателем в формате общественных объединений, говорит, что будет развивать спорт в то время, когда в Серове многоквартирники разваливаются. Электорат не видит в нем защитника, не видит человека, к которому можно прийти с проблемой и решить ее.
Почему Шипулин действует так. Во-первых, у него опыта в политики - ему сверху сказали - ты наш, все равно пройдешь, поэтому он действует формально: надо встречаться с условным избирателем - он встречается, надо сфотографироваться для плаката - пожалуйста. Политическая поляна в округе была зачищена.
... пока не появилась Чудновец, которая сразу пошла в народ, стала общаться с медсестрами, которых обижает рублем и поведением начальство и писать о них, вскрыла местечковый гнойник в сфере ЖКХ. Понятно, что по ТВ ее не покажут, но она знакомится с жителями округа лично, каждый день. Она - популярна в региональной интернет-повестке. Она понимает - никто ей победу на блюдечке не принесет, а если победит - придется реально работать и расти.
Она - хрупкая женщина, которая одна воспитывает ребенка не боится вызывать Шипулина на дебаты. Не на ТВ, а к разрущающемуся в Серове дому. Но он все равно пока не идет. По поводу Шипулина областная власть изначально действовала, исходя из тезиса - все равно пройдет. Но на Урале, особенно в Екатеринбурге, бывает по-другому: по-другому было, когда в 2013 году ставили на Силина, а победил Ройзман, и в 2019-м, когда ставили на храм, а победил сквер.
Не факт, но, может так будет и с Шипулиным.
В любом случае, главное в этой избирательной кампании:
1. Власть должна учиться новым избирательным технологиям, потому что старые неожиданно дают сбой; технологии, предполагающую альтернативу.
2. ... технологии, в которых есть люди со своими запросами и проблемами, а не показушными жестами сверху.
Обновление стратегии власти нужно еще и потому, что часто даже плюсы в виде помощи людям власть в регионе не использует себе на пользу, просто рассылая в СМИ сухие релизы о проделанной работе.
Сейчас, по опросам в социальных сетях Чудновец вот уже несколько недель обходит Шипулина по популярности и уровню доверия. Не факт, что эти опросы дадут свою выжимку на выборах: голосует в интернете молодежь, а на выборы ходят пенсионеры. Но это тоже победа в виде узнаваемости, политического капитала (достаточно серьезного за счет федерального уровня выборов).