Слово «тауншип» многозначное. В США, к примеру так называют низшую административно-территориальную единицу. В ЮАР в эпоху апартеида так называли районы-трущобы, специально отведённые для чёрных. В нынешней же ЮАР в тауншипах охотно проживают как чёрные, так и белые (охотно – потому что жить больше негде), а сами новые тауншипы выросли, как грибы после дождя.
Йоханнесбург – один из крупнейших городов ЮАР, и здесь же находятся, наверное, самые известные трущобы страны. В эти районы умудрённые опытом юарцы настоятельно не рекомендуют наведываться, но любителей пощекотать нервы только сюда и тянет.
В здешних тауншипах можно вволю насладиться всеми африканскими прелестями: построенные из чего попало хижины (их называют «зозо») и объекты инфраструктуры (магазинчики, салоны связи, парикмахерские и др.), обилие нарисованных вручную вывесках на стенах последних, зашкаливающее количество преступности (хотя в благополучных районах её не сильно меньше).
Но так ли всё плохо?
И всё же трущобами в традиционном смысле тауншипы ЮАР назвать нельзя. Потому что тауншипы бывают разные. В Йоханнесбурге, к примеру, к числу самых бедных относится Diepsloot, а знаменитый Soweto («Советский»?) – район относительно благополучный. Да, все трущобные районы имеют свои названия и даже достопримечательности.
В Совето есть даже собственный парк развлечений. Он расположился вокруг двух башен старой, ныне неиспользуемой угольной электростанции. Башни эти (они называются Orlando Towers) владельцы парка по всему периметру окрасили яркими граффити. В парке можно поездить на багги, прыгнуть с банджи (местная тарзанка), поиграть в пейнтбол, есть тут и неплохие точки общепита.
«Благополучные трущобы» издалека могут выглядеть довольно аккуратными. В таких районах есть немало обычных частных домов, построенных из кирпича. Владелец такого дома может иметь и хорошую машину, а сам дом оснащён спутниковой тарелкой. При этом в таком доме может, скажем, не быть канализации, так что о благополучии можно говорить лишь в сравнительном смысле.
А есть и совсем элитные трущобы. Одну из таких улиц по-настоящему облагородили, ведь на ней стоит дом, в котором жил Нельсон Мандела.
Да и насчёт преступности – тут раз на раз не приходится. Многие туристы, побывавшие в тауншипах, отмечали, что на них там «нападали» только уличные торговцы, которые предлагали что-нибудь у них купить. Местные обитатели – милые, весёлые и жизнерадостные. В тауншипах по улицам бегает много детей, ведь африканские женщины очень много рожают; но никто их них не попрошайничает и не сбивается в малолетние банды.
На сегодняшний день главная проблема тауншипов ЮАР – это, пожалуй, отсутствие канализации. В туалет здесь ходят куда приспичит, помои сливают туда же. Есть здесь дренажные канавы, и по ним текут помойные реки, источающие зловонный запах.
Откуда берутся тауншипы?
После падения режима апартеида трущобные районы в городах ЮАР стали возникать стихийно и в большом количестве. Часто они появляются там, где есть работа. Допустим, какой-нибудь богатый фермер нанял пару-тройку чернокожих работников на свои плантации. Эти работники строят где-нибудь на отшибе хижины из картона (фанеры, шифера – список можно продолжить), где и живут.
Через два-три дня хижин в этом месте уже сто штук, а через пару недель жителей стихийно возникшего здесь микрорайона уже около ста тысяч. Понятно, что далеко не все из них работают на этой плантации – многие занимаются инфраструктурой, а кто-то небо коптит.
Но живут в таких трущобах и белые. Чистокровные буры, прямые потомки основателей страны. Как они там оказались? Очень просто: «реформы» Нельсона Манделы развязали руки чернокожим бандитам, коих в ЮАР чудовищное количество. Самым бедным чернокожим Мандела фактически разрешил безнаказанно грабить белых. Тем они и промышляют. Лишившиеся своих городских квартир белые поспешно уезжают за границу или перебираются в пригороды, а кто не имеет такой возможности – отправляется в тауншипы.
Тауншип живёт сносно, пока населения в нём не так много и есть работа. Но бывает и так: ферма обанкротилась или просто хозяин забросил её и куда-то переехал, работы не стало, а людей в трущобе поприбавилось. Тогда «светлые деньки» для жителей тауншипа заканчиваются.
Лучшая благодарность авторам - ПОДПИСКА на КАНАЛ 😉 и 👍
Рекомендую почитать: