Учить наизусть небольшие стихотворения мы начали с ребенком, когда ему было около 3-х лет. Умственные и интеллектуальные способности у ребенка этого возраста еще недостаточно развиты, поэтому запоминание детских четверостиший нам никак не давалось. И тогда мы решили в процессе занятий с ребенком сделать акцент на его зрительную память. Как известно, зрительная память у детей с самого раннего возраста очень хорошо развита, так как с самого рождения он воспринимает мир в зрительных образах. Так он запоминает в лицо маму и папу, запоминает игрушки, в которые играет и много других предметов, окружающих его с первых дней жизни. На этом мы и решили сыграть.
Для запоминания мы взяли самые известные четверостишия знаменитой детской писательницы Агнии Барто: «Идет бычок качается», «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка» и другие. В игрушках нашли музыкальную коровку на колесиках – она у нас выполняла роль «бычка». И начали читать стихи с одновременной демонстрацией действий.
Читаем: «И-дёт бы-чок ка-ча-ет-ся…» и показываем игрушкой, как бычок идет и переваливается с бока на бок. «…Взды-ха-ет на хо-ду» и показываем, как бычок вздыхает, покачиваем головой игрушки и делаем вздох. «Ой-ой, дос-ка кон-ча-ет-ся» и показываем на край картонки, по которой идет бычок, что она уже заканчивается. «Сей-час я у-па-ду» и показываем, как бычок падает. И так несколько раз. Потом даем игрушку ребенку и вместе с ним проговариваем вслух стихотворные строчки и выполняем действия с игрушкой.
К нашему удивлению, ребенок очень быстро освоил такой приём игры и стал самостоятельно проговаривать строчки и показывать, как бычок идет, а потом падает, потому что кончилась доска. Зрительные образы отлично выполнили свою работу. Ребенок запомнил короткий стишок без изнурительной зубрёжки и нервотрёпки.
Когда ребёнок стал постарше (4-5 лет), мы начали петь и в процессе пения запоминать более длинные тексты. Сначала поём одну строфу стихотворения несколько раз, пока она хорошо ни усвоится, а затем по порядку другие. Мелодии выбираем популярные, которые ребенок очень любит. Обычно песенки из мультиков. На любимую мелодию перекладываем текст, который надо выучить и поём. Запоминается всё гораздо быстрее, чем при зубрёжке, бездумном повторении строчек.
А как вы, уважаемые мамы и папы, учите стихи со своими детьми? Есть ли у вас, какой-то особый метод быстрого запоминания? Поделитесь, пожалуйста, с нами.
Спасибо всем, кто прочитал эту заметку. Приглашаем почитать другие материалы канала «Большая семья» по нашему личному опыту воспитания детей.