16 августа 1999 года Государственная Дума утвердила премьер-министром страны Владимира Путина. Это был уже четвертый премьер за полтора года. Неделей ранее, 9 августа, Борис Ельцин объявил об отставке правительства Сергея Степашина, возложив временное исполнение премьерских обязанностей на Путина.
Назначение Владимира Путина преемником стало полной неожиданностью, отмечает ведущий научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС Сергей Беспалов в «РИА Новости»:
− Путин не был совсем новым человеком, поскольку являлся секретарем Совета безопасности и главой ФСБ. Для Ельцина, который с особым вниманием относился к тому, чтобы поддерживать баланс между правоохранительными органами и силовыми структурами, чтобы не позволять никому из силовиков чрезмерно усиливаться, назначение одного человека сразу на два таких высоких поста было проявлением высочайшего доверия Путину.
На Западе тогда все махнули рукой: Ельцин считался дискредитированным в глазах российского общества, и любой кандидат, которого он предъявлял, считался непроходным, вспоминает германский политолог, научный директор Германо-российского форума Александр Рар на страницах «Независимой газеты». Где Запад тогда просчитался, так это в привлекательности для российского общества западной либеральной модели. Дух времени в России к 1999 году резко поменялся, мечта примкнуть к Западу у большинства россиян пропала; общество требовало восстановления стабильности и правопорядка. А Запад продолжал считать, что единственный путь России – принять западные ценности.
На самом деле действо происходило примерно так. 5 августа 1999 г. президент Борис Ельцин встретился с секретарём Совета безопасности и директором ФСБ Владимиром Путиным и сообщил ему о том, что хочет назначить его премьер-министром, а затем и своим преемником. «Путин смотрел на меня внимательно, молчал», − писал Ельцин в мемуарах.
По воспоминаниям самого Путина, он первоначально отверг предложение. Однако 16 августа Владимир Путин был утверждён в должности Председателя Правительства.
Многие детали тех событий стали известны недавно. Согласно рассекреченной в прошлом году в США стенограмме разговора Бориса Ельцина с Биллом Клинтоном, первый Президент России долго искал себе преемника: «Наконец я наткнулся на него, на Путина, и изучил его биографию, его интересы, его знакомых и т.д. и т.п. Я понял, что он надёжный человек, хорошо разбирается в том, что находится в его сфере ответственности. В то же время он обстоятельный и сильный, очень общительный и может легко входить в контакт с потенциальными партнёрами. У него есть внутренний стержень. Он силён внутренне. И я сделаю всё возможное для его победы – законным путём, разумеется. И он победит. Вы будете вести дела вместе».
Примечательно, что после разговора Ельцина с Клинтоном Путин пережил уже трёх американских президентов: самого Билла, Джорджа Буша-младшего и Барака Обаму. Мало кто сомневается, что переживёт и Дональда Трампа, отмечают «Аргументы недели».
На этот счет в Интернете есть анекдот:
Джордж Буш накануне выборов в Конгресс жалуется Путину: у моей партии проблема, можем проиграть. Путин дает ему в помощь Владимира Чурова. По итогам выборов созваниваются:
– Ну, как дела, Джордж?
– Во всех штатах с небольшим перевесом выиграла «Единая Россия».
Это, так сказать, простое наблюдение за событиями.
Однако вернемся к Владимиру Путину образца 1999 года, которому за четыре месяца удалось нарастить рейтинг и одержать победу в первом туре президентских выборов. Успех стал возможен благодаря нескольким факторам: усталость населения от Ельцина (на его фоне Путин выглядел полной противоположностью), продолжающаяся война в Чечне (ее неудачный ход россияне считали унижением). Знаменитое путинское «будем мочить террористов в сортире» стало залогом победы на президентских выборах.
И здесь трудно переоценить роль средств массовой информации. Позже со СМИ у Путина не задалось. Это стало понятно год спустя, 12 августа 2000 года при аварии на подводной лодке «Курск», когда пресса, с подачи официальных источников, дружно сообщила о дыхательном рукаве, спущенном на борт «Курска».
Многие сейчас говорят, что Путину пришлось воевать с олигархами, которые были юридическими (НТВ − Владимир Гусинский) и фактическими (Борис Березовский) вершителями политики телеканалов – отсюда такой конфуз.
Вполне может быть, но зачем убирать с телеэкрана колоритные фигуры типа Леонида Парфенова (с ними, наверное, можно было договориться), и вытаптывать региональную прессу. В верхних разборках она вообще не при делах, но уж так у нас повелось: если начали вытаптывать – то сверху донизу.
Однако это уже детали. Первый срок президента Владимира Путина, отмечают эксперты, был одним из самых успешных, так как ему удалось оправдать надежды, которые на него возлагали: сплотить страну и завести экономику.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев отмечает, что главными задачами президента стали борьба с сепаратистскими тенденциями, сохранение единства страны, обеспечение экономического роста:
«Путин тогда воспринимался как человек, который заинтересован в превращении России в современное развитое демократическое государство. Первый срок – это президент надежды, которые он оправдал».
Второй срок стал «сроком результата». Путин смог обеспечить экономический рост, разделить политику и бизнес, отодвинуть от власти олигархов. «Люди стали жить лучше, и до кризиса 2008 года страна переживала подъем и экономический рост».
За 10 лет (1999–2008 гг.) российский ВВП вырос на 94%, а в расчете на душу населения – ровно в 2 раза. Это самое выдающееся десятилетие в постсоветской экономической истории.
На международной арене дела шли не хуже. Знаменитая Мюнхенская речь Владимира Путина на конференции по безопасности в феврале 2007 года вернула россиянам ощущение гордости за страну, утраченное вместе с распадом Советского Союза.
Главный тезис выступления – «для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна».
Путин публично, напоминает «Рамблер», поставил под сомнение господство Соединённых Штатов, заявив, что у Вашингтона нет необходимого потенциала, чтобы навязывать миру своё мнение.
С тех пор влияние России на международной арене стало неуклонно расти, Путин, наряду с президентом США и руководителем Китая, попал в тройку самых влиятельных лидеров.
В 2008-м согласно Конституции после двух президентских сроков подряд Владимир Путин оставил свой пост. Но лишь для того, чтобы потом вновь вернуться в Кремль, правда, с мандатом уже не на четыре года, а на шесть.
На фоне крайне неспокойной международной обстановки − перевороты в арабских странах, гражданская война в Сирии − политический рейтинг Путина был стабильно высоким. Он достиг своего пика после революции на Украине.
Российские избиратели приветствовали долгожданное возвращение Крыма. И тот факт, отмечает «Евроньюс», что на Западе действия России называли неприкрытой агрессией и аннексией, лишь укрепляло положение Путина.
Видимые успехи во внешней политике сопровождались ухудшением экономической ситуации внутри страны. Производственников коробит от одного вида правительственных «бухгалтеров»: «Чего ты звонишь и спрашиваешь, как дела. Живем – уже хорошо. Ты посмотри на Орешкина!».
Многие говорят: либеральная модель полностью себя исчерпала, на этот счет как-то обмолвился сам Путин. Причем исчерпала не только у нас, в США намечаются серьезные сдвиги. Дело в том, что в последние годы международный банковский капитал не воспроизводится, его доходность отрицательна. И для бреттон-вудской модели (как и любой финансовой модели) это катастрофа.
Несмотря на такое развитие событий, президент США Дональд Трамп понижает процентную ставку, отмечает экономист Михаил Хазин. Иначе нельзя: предельно закредитованные американские домохозяйства отвернутся от Трампа на президентских выборах.
Процентную ставку вряд ли будут поднимать, а денежную эмиссию, после того, как лопнут финансовые пузыри, проводить, видимо, всё-таки придётся. И вариантов, куда её направить, два: либо на поддержку реального сектора, либо на поддержку сектора финансового. Фактически это означает, что лозунг Трампа «Сделаем Америку снова великой» нужно переводить так: «Вернём Америке независимость от международных финансистов!».
Разумеется, это коснется и нас, грешных. Авось, вынесет. Потому как с нашими 2,5 − 4% мирового ВВП невозможно влиять на экономические процессы.
Сергей ШИЛЬНИКОВ, обозреватель "Тюменской правды" (региональная правительственная газета, издающаяся с 1918 года)
Евгений КРАН /рис./
http://tyum-pravda.ru/politica-main/41475-4-polosa