Найти тему

"Три волхва" против нацистов: неравная схватка

Оглавление

В середине сентября 1939 года в центре Берлина прогремели два взрыва. Одна бомба взорвалась рядом с полицейским управлением на Александерплац, другая - возле Министерства авиации. Реальный ущерб был минимальным, но немецкие спецслужбы, конечно, насторожились. О взрывах немного позже сообщило лондонское радио, и в Германии решили - что это дело рук британских диверсантов. Но в реальности это было работой чехов.

Кто же пытался воевать с захватчиками в самом сердце Третьего Рейха?

Чехословацкое сопротивление: все не так однозначно

Когда речь идет о чехословацком Сопротивлении в годы Второй мировой войны, обычно говорится, что оно было минимальным, едва заметным. Это близко к действительности. Но в то же время это ничуть не умаляет подвигов тех, кто реально боролся против захватчиков.

К тому же масштабы Сопротивления, как это ни странно, уже после войны преуменьшались коммунистическим режимом Чехословакии. Проблема в том, что, хотя верхушка местных коммунистов действительно вела активную антинацистскую деятельность, чехословацкие рабочие, в среде которых они агитировали против захватчиков, предпочитали держать фигу в кармане - и при этом продолжать работать на заводах, создавая оружие для немецкой армии и ограничиваясь, в лучшем случае, небольшими актами саботажа.

Памятник на месте гибели одного из "волхвов", Вацлава Моравека
Памятник на месте гибели одного из "волхвов", Вацлава Моравека

Более активны были интеллигенция и уволенные из армии офицеры. Но они в большинстве своем ориентировались на эмигрантское правительство в Лондоне, и о них при коммунистическом режиме предпочитали не говорить. Не удавалось замолчать лишь по-настоящему громкие истории, например, убийство Рейнхарда Гейдриха, исполняющего обязанности рейхспротектора Богемии и Моравии.

А вот о деятельности группы, вошедшей в историю как "Три волхва", долгое время мало что было известно. Она состояла из трех офицеров чехословацкой армии - подполковников Йозефа Балабана и Йозефа Машина, а также капитана Вацлава Моравека.

Кем были три волхва чехословацкого Сопротивления?

Балабан и Машин служили еще в австро-венгерской армии, затем перешли на сторону России, сражались в чехословацком легионе против Австро-Венгрии и большевиков. Они были постарше, порассудительнее.

Моравек был младше. Это эдакий ковбой - элегантный, нравящийся женщинам, отличный стрелок. И при этом набожный человек. Говорят, он любил фразу "Я верю в бога и свой пистолет". Показуху он тоже любил - носил в пражскую штаб-квартиру гестапо журналы, которые выпускало подполье, а когда специально для поимки их группы из Германии прислали следователя Оскара Флейшера, он поспорил со старшими товарищами, что даст тому прикурить. В буквальном смысле. Однажды Флейшер шел по улице и просил у проходившего мимо молодого человека, не найдется ли у того огоньку для его сигары. Как нетрудно догадаться, этим человеком оказался Моравек. Позже он написал Флейшеру письмо, где упомянул об этом случае.

Любопытно, что сейчас Моравек стал настоящим символом для необычных групп, типа чехословацких христиан, увлекающихся огнестрельным оружием.

Слева направо: Балабан, Машин, Моравек
Слева направо: Балабан, Машин, Моравек

Название "Три волхва" появилось не сразу. Сами Балабан, Машин и Моравек подписывали свои донесения лондонскому правительству как "Три музыканта" и даже как "Три мушкетера". Все они были официально уволены из армии весной 1939 года - и с того же момента вели подпольную деятельность.

Чехословацкое правительство, эмигрировавшее в Лондон, рассчитывало, что Вторая мировая война будет напоминать первую. Германия забуксует во Франции, где ее остановят английские и французские войска. Затем подтянутся американцы, и... Тут-то законспирированные группы, подобные "волхвам", поднимут восстание в Чехословакии. Но генералы, как известно, постоянно готовятся к прошедшим войнам. В реальной истории все произошло совершенно иначе, и к 1942 году большинство созданных в расчете на будущее восстание групп было разгромлено.

Чем занимались "волхвы"

"Волхвы" занимались, в основном, разведдеятельностью. Они поддерживали контакты с Лондоном, но при необходимости сотрудничали и с советской разведкой. Так, у них был выход на знаменитого A-54, высокопоставленного сотрудника абвера Пауля Тюммеля, завербованного чехословацкой разведкой еще в 1936 году. Он, в частности, передал важные данные по плану "Барбаросса" и дате нападения на СССР, которые "волхвы", в свою очередь, передали Леониду Михайлову, под фамилией Мохов заведовавшему канцелярией Генерального консульства СССР Праге, а на деле являвшемуся резидентом ГРУ.

"Три волхва" на почтовой марке
"Три волхва" на почтовой марке

Также они устранили несколько нацистских агентов в Праге, как немцев, так и чехов. Именно они ответственны за взрывы, о которых я писал в самом начале - сами "волхвы" не покидали Прагу, а бомбы пересылались через Цтирада Новака, шурина Машина, работавшего проводником на железной дороге . И они совершили покушение на рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера - но оно оказалось неудачным. Планировалось взорвать его поезд, когда тот прибудет на вокзал. Бомба взорвалась точно в заданное время, но поезд задержался в пути, и никто не пострадал.

Чем все кончилось

Первым из "волхвов" нацистам удалось задержать Балабана. По одной из версий, его сдал провокатор, Антонин Нерад, состоявший в другой группе Сопротивления. Его схватило гестапо, и он согласился работать на немцев. 22 апреля Балабана арестовали на трамвайной остановке в Праге. Его допрашивали, пытали, но он не только никого не выдал, но и скормил противнику убедительную дезинформацию, которая помогла Машину и Моравеку еще долго оставаться на свободе. Убедившись, что выбить из него ничего не удается, 3 октября 1941 года Балабана расстреляли.

13 мая 1941 года, всего через две недели после ареста Балабана, гестапо удалось накрыть квартиру, из которой оставшиеся на свободе "волхвы" вели радиопередачу. Машин начал стрелять, прикрывая Моравека и их радиста, Франтишека Пелтана. Тем удалось уйти, но Машин, ранивший минимум одного из вражеских агентов- тот первым открыл дверь и получил пулю в живот - тоже был ранен. Упав, он пытался продолжать стрелять, но на него набросились сразу несколько гестаповцев и выкрутили у него из руки пистолет.

Дом в пражском районе Нусле. Стрелка указывает на окно, через которое скрылись Моравек и Пелтан
Дом в пражском районе Нусле. Стрелка указывает на окно, через которое скрылись Моравек и Пелтан

Машина в тяжелом состоянии отправили в больницу. Моравек в своей ковбойской манере принялся разрабатывать план лихого налета, чтобы освободить его. Однако Машин попытался сбежать самостоятельно. Дождавшись, пока гестаповец, дежуривший у его постели, потеряет бдительность, "волхв" ударил его по голове стеклянной банкой. Но рана ослабила его, и удар получился недостаточно сильным. В результате его перевели в тюрьму Панкрац, откуда освободить Машина было гораздо сложнее. Как и Балабан, Машин не предоставил немцам никакой полезной информации. К тому же во время допросов он бросался на следователя с кулаками, и в конце концов его стали выводить из камеры только в смирительной рубашке. Машина расстреляли 30 июня 1942 года.

Обложка комикса "Три волхва"
Обложка комикса "Три волхва"

Моравек остался один. Из-за его ковбойских наклонностей многие другие группы Сопротивления предпочитали не связываться с ним, опасаясь, что он может их подставить из-за своего авантюризма. К тому же гестапо активно искало его, и однажды ему только чудом удалось спастись из окруженной агентами квартиры. По крайней мере, Моравек рассказывал об этом именно как о чуде, о Божественном вмешательстве - вспомним, что он был искренним верующим. Его пришло арестовывать девять человек, но последнему "волхву" удалось не только бежать, но и ранить минимум половину нападающих, причем двух или трех - очень серьезно.

Он еще успел встретиться с прибывшими из Великобритании членами диверсионных групп, в том числе с Й. Габчиком и Я. Кубишем, которые предлагали ему принять участие в покушении на Гейдриха. Однако 21 марта 1942 года Моравек попал в засаду. Видимо, его сдал упоминавшийся выше Пауль Тюммель, который работал с чехословацкой разведкой ради денег, а, возможно, и изначально был двойным агентом, сливавшим чехам и англичанам немало ложной информации (хотя многие предоставленные им данные были очень ценными). Во время перестрелки на Пороховом мосту Моравек ранил двух гестаповцев, сам был ранен и либо застрелился, понимая, что вот-вот его схватят, либо умер от ранения.

О "Трех волхвах" в Чехии стали вспоминать только после Бархатной революции. О них снят телесериал, а для подрастающего поколения есть и комикс. И, конечно, в Праге есть несколько мемориальных досок на домах, связанных с деятельностью это группы.

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк. Подписывайтесь на мой канал. Он посвящен Праге и ее достопримечательностям, а примерно раз в неделю я делаю статьи об истории Чехословакии.

#европа #интересные факты #история европы