Совсем скоро - сентябрь, когда недавние взволнованные абитуриенты придут на учебу в #вузы и #колледжи в статусе студентов. Чтобы этот статус приносил больше радости и пользы, чем печали и проблем, давайте посмотрим нехитрые правила и простые требования, которые желательны к исполнению для всех тех, кто не стремится расстаться со статусом студента раньше положенного срока. Как говорил кто-то из студентов много лет назад - поступить в вуз гораздо сложнее, чем из него вылететь.
#советы абитуриентам и их родителям
Рекомендую обратить внимание еще и вот на эту статью, где рассмотрены вопросы перехода от школьной жизни к жизни вуза.
Итак, теперь самое важное: за что же студента могут отчислить?
1. За несданную сессию. Казалось бы, этот пункт не нуждается в пояснениях, но опыт показывает, что прокомментировать надо, ибо некоторые студенты и их родители любят приходить в деканат с претензиями типа "она же не сдала только этот предмет", "моего сына отчислили всего из-за одного экзамена" и т.п. Любая академическая задолженность (зачет, экзамен, курсовая, практика и т.д.), не ликвидированная в установленный срок - это основание для отчисления. Помните, что ко всем предметам в вузе надо относиться с уважением, даже если вы считаете, что именно этот предмет вам не пригодится/не нравится/не нужен и т.д. Можно учиться на МКН и вылететь из-за несданной физкультуры (истории реальные), и дело вовсе не в том, что "этот злой препод сам виноват, а мой сын хороший", а в том, что в таких ситуациях ваш ребенок полностью игнорировал занятия без уважительной причины, сидел в столовой вместо спортзала и не отрабатывал пропуски.
2. За прогулы. Да-да, этот пункт тоже есть как причина для отчисления в большинстве учебных заведений. Называться в Уставе вуза это может по-разному: "потеря связи с университетом", "систематические пропуски лекционных и практических занятий" и т.д., но суть одна - если неделями не ходить на учебу, это аукнется. Причем прогулы могут стать как прямым основанием для отчисления (по перечисленным причинам), так и косвенным - например, в пропущенные дни были лабораторные работы, или важные лекции, или сложные темы, которые наверстать самостоятельно может не хватить ни времени, ни сил, ни желания, ни способностей, что неизбежно скажется на оценках как за проверочные работы, так и за экзамен. К тому же систематические пропуски занятий по какому-то отдельному предмету могут стать основанием для появления докладной записки на имя декана/проректора, где преподаватель сообщает об антиуспехах и просит чего-либо (не допускать до сессии, отчислить, сообщить родителям и много всяких вариантов, зависит от преподавателя).
UPD: Еще про отчисление и опасность систематических прогулов можно почитать здесь:
Пропуски занятий в вузе: чем они опасны для студентов?
Почему студентов надо отчислять?
После скольких пересдач происходит #отчисление ?
3. За неадекватное поведение. С точки зрения вуза, пожалуй, самая сложная формулировка, но она есть. Если #студент позволяет себе нецензурную брань, хамит, повышает голос на сотрудников университета, или, допустим, кидается предметами мебели в студенческом общежитии, или еще что-то в таком ключе - это прямая дорога к отчислению.
4. Если студент учится на платном и оплата не поступила в установленные договором сроки - могут отчислить за неуплату.
5. По собственному желанию. Это уже зависит от вас - если образовательная программа, куда вы поступили, вам не по душе, или слишком тяжело, или вы понимаете, что хотите в этой жизни заниматься чем-то другим, или просто не хотите учиться, или еще миллион причин - всегда есть возможность уйти по собственному желанию. Этого не надо бояться, ведь студент очень юн, и сделать сложный выбор будущей профессии один раз и на всю жизнь в неполные 18 лет может не каждый. Лучше искать себя и дело по душе в юности, чем потом к 40 годам проклинать неверны выбор и ненавидеть свою работу.
Разумеется, формулировки причин для отчисления могут быть и другими, про них точно вы можете узнать в тексте Устава вашего университета. Для первокурсников сейчас, в самом начале студенческой жизни, особенно актуальны пятая и вторая, что связано с новой для вчерашнего школьника организацией учебного процесса и стремлением к самоопределению и самовыражению.