Искусство эффективной презентации - на эту тему написана уйма статей и проведена масса тренингов. Несколько таких тренингов и я посещала. На них обычно подобнейшим образом разбирают все мельчайшие детали и возможные нюансы, включая освещение в зале и рассадку слушателей презентации. Но зачастую эта информация оказывается совершенно излишней и неработоспособной, так как презентующему приходится выступать в условиях, которые не он сам организует. И все, что есть у выступающего, - это носитель информации/проецирующее устройство и 15-20 минут времени.
Что считаю важным лично я для удачного проведения презентации:
- презентация должна быть небольшой по размеру и емкой по содержанию. Оптимальный её размер - 5-7 слайдов (помимо титульного листа с указанием темы и традиционного финального "спасибо за внимание") - иначе у аудитории наступает утомляемость и слушатели плохо воспринимают информацию.
- презентация должна быть чётко структурированной, "читабельной" и "смотрибельной": не стоит визуально перегружать слайд объектами, которые к тому же могут быть плохо различимы далеко сидящим людям. Графики должны быть ясными, цифры ёмкими, веселых картинок стоит избегать, если предмет презентации с таковыми не связан, все слайды должны быть оформлены в едином стиле.
- не забывайте о так называемом "языке тела". Избегайте бессистемного мельтешения перед аудиторией, следите за жестами - они должны быть экономны и точны, правильный красивый жест акцентирует внимание на сказанном. Обязательно следите за чёткостью артикуляции (в частности не «зажевывайте» окончания слов). При визуальном контакте с аудиторией можно использовать приём артистов театра - глядя поверх голов сидящих в аудитории, визуально намечаете на дальней стене точку и смотрите на неё, при этом у каждого из сидящих в зале создаётся иллюзия, что выступающий смотрит именно на него.
- Рекомендуется репетировать со своей презентацией и при возможности записывать себя на видео для дальнейшего разбора. И знаете, что все говорят первым делом? "Надо худеть" - ведь камера визуально добавляет 5-7 кг.
- не забывайте о bang-эффекте: он помогает привлечь внимание аудитории и держит его, поэтому нужно найти какой-либо свой приём или свою фишку и этим "зацепить" слушателей. Хрестоматийный кейс по этой теме - выступление вице-президента Microsoft Стива Балмера на каком-то очередном годовом мегасобрании акционеров, когда этот немолодой и нехудой человек минуту скакал по сцене как орангутанг, орал и махал руками, а когда пыхтя и отдуваясь подошёл таки к микрофону , то проорал в него "I have 4 words for you: I love this company". Вот и вся его презентация, но! Стив Балмер был на тот момент уже миллиардером (и сейчас им является), и повторять за ним обычному сотруднику не стоит.
- следите за хронометражем - презентацию необходимо уложить в 15-20 минут, иначе см. выше - аудитория утомится, потеряет концентрацию и впадёт в бескрайнюю скуку.
- продумайте свой внешний вид. Вас должны не только хотеть слушать, на вас должны хотеть смотреть. Одежда должна быть аккуратной, подходящей вам и хорошо сидящей, обувь - безупречно чистой, аксессуары - продуманными и сдержанными. Деловой стиль идеален для оратора и не отвлекает внимание от презентации.
- постарайтесь точно узнать, чего хочет от вас аудитория или заказчик - это даст вам ключ к формированию успешной презентации. Пример неудачно проведённой презентации хорошо показан в фильме Sweet November, в эпизоде, где герой Киану Ривза перебрал с агрессией и эпатажем, вызвал крайнее недовольство заказчика и был уволен.
...Я считаю презентации своего рода мини-спектаклями одного актёра. Только от этого актёра зависит, насколько успешно пройдёт его спектакль и какой выхлоп он получит с него.