Всем привет, сегодня хочу начать череду статей, на тему мопедов советского времени. Первым в этом списке будут мопеды "Рига" , которые были одним из того , чего желали молодые люди советского времени.
В 1958 году , на рижском заводе «Саркана Звайгзне» началось производство первых моделей мопедов , под маркой "Рига".
Первым мопедом стал Рига 1 , обладающий 60-ти кубовым мотором по лицензии Ява, данный мопед не пользовался большой популярностью , тогда инженеры и конструкторы отправились на Чешский завод Jawa , что бы разобраться и детально ознакомиться с производством малокубатурной мототехники. Таким образом , в 1961 году он вышел в массовое производство , хоть и был до конца сконструирован в 1959 году. Данный мопед после переработки , был уже оснащён 50-ти кубовым двигателем . А это значит , что надо было регистрировать его в ГАИ, иметь мотоциклетные права - это и выливалось в небольшой спрос данного мопеда.
Следующим в массовое производство был запущен мотовелосипед Рига 2 "Гауя".Рига 2 выпускалась в период с 1961 по 1963 год. Этот односкоростной мопед оснащался двигателем мощностью 1 л. с. , развивал скорость в 40 км\ч, а для езды в ночное время был оснащён фарой , которая питалась от генератора.
Через 2 года после конца выпуска Риги 2, пришёл на смену её старшего брата ,Рига 3. Она была оснащена двигателем Ш-51 , который имел объём в 48.9 кубических сантиметров , этот агрегат мог развить скорость до 50 км\ч. Данная модель была очень похожа на первую модель от данного производителя , но была оснащена чуть другой формой бензобака, сидением подушечного типа и удлиненной рамой , по сравнению с Ригой 1 этот мопед был мощнее и легче своего предшественника. Но потому что двигатель у этой модели был очень ненадёжен, спрос на эту марку опят упал.
Следующим мопедом стал Рига 4 , которая по сравнению с предыдущими версиями от этой марки потерпела множество внешних и технических изменений , а именно: новый двигатель 49.9 кубических сантиметров, высоковольтный трансформатор , щитки для колес , изменился багажник , а привод спидометра был от двигателя, были вперед установлены 16-ти дюймовые колеса . Эти изменения не прошли зря , мопед смотрелся уже даже как то не по-советски. Одним из главных преимуществ этого мопеда было то , что на него не надо было прав и регистрации в ГАИ.
Следующим этапом в развитии своего бренда и технологий стала Рига 5. Начиная с 1966 года эта модифицированная модель Риги 2 производился до 1971 года. По конструкции он имел очень много различий с "Гауи ", например амортизацией переднего колеса, тут использовалась не телескопическая , а пружинная, что позволяло изгибаться вилке вперед. Двигатель у этой модели запускался от вращения педалями, передач не было . А вот раму пришлось укреплять , у прошлой версии они часто ломались.
В 1971 году , на смену Риги 5 , пришла Рига 7. Главным отличием являлся двигатель , теперь к нему можно было подключить переднюю фару и задний габарит. Вплоть до 1976 года выпускался данный мопед, его преимущетсвом , по сравнению с 5 серией была ещё больше укрепленная рама, которая не складывалась , при экстренном торможении.
В 1976 году на замену Риги 7 пришла Рига 11.Хороший , односкоростной мопед сразу пришёлся по вкусу мотолюбителям. появление более широких и мощных колес давало огромное преимущество в езде по просёлочным дорогам ,но и стать более устойчивой на хорошем дорожном полотне, но сама конструкция колёс не изменилась ,поэтому колёса все еще были довольно посредственными. Так же и не забыли про раму , её сделали более мощной , зная что прошлые модели имели в этом аспекте проблемы. Это первой мопед который был оснащён рамой хребтового типа. Эта модель для многих стала воплощением детской мечты, благодаря простоте и невысокой цене этот мопед пользовался популярностью не только у городских , но и у сельских жителей.
Этот мопед под названием Рига 12 , производился с 1974 года . Данная модель имела велосипедные педали, которыми можно было помогать двигателю , при сложных дорожных обстоятельствах. Вмонтированный в раму бумажный фильтр , был очередной модификацией от конструкторов и инженеров с завода «Саркана Звайгзне». Довольно распространённая модель мопедов , но она была для некоторых неудобна своим маленьким седлом и миниатюрным багажником.
Мопед , счастливым обладателем которого я стал в 12-ти летнем возрасте , он мне перешёл по наследству от дедушки , который давно его запустил и не ездил. Легендарная Рига 13 производилась начиная с 1983 года и закончилось его производство только в 1998 году , целых пятнадцать лет .Этот мопед радовал всех его обладателей явно больше , ведь простота и качество , плюс небольшая цена сделали ему имя. Мопед разгонялся до 40 км\ч, устраненный проблемы с катушкой зажигания были решены с помощью высоковольтного трансформатора ,а так же был установлен довольно хороший свет. Был самым массовым мопедом завода.
Всем спасибо за внимание, а отдельное тем, кто дочитал до конца ,пишите комментарии, ставьте лайки , подписывайтесь на канал . Дальше-Больше интересного и качественного контента.