Найти тему

Феномены психики

Оглавление

Как связаны немецкие террористы, американские любители дискуссий в прессе и фокусы нашего сознания

Западный Берлин, ФРГ, 60-е годы 20 века

Немецкая молодежь все более активно отстаивает свою точку зрения на внешнеполитические события и устраивает антиамериканские демонстрации. Оппозиция протестует мирно, но вскоре появляется и террористическая организация, которая целенаправленно ведет вооруженную борьбу - поджоги, ограбления, взрывы, настоящую партизанскую войну.

Официально эта организация называлась «Фракция Красной армии», но в прессе ее часто называли по фамилиям двух из ее лидеров – группа или банда Баадера (Андреаса) и Майнхоф (Ульрики).

Банда наделала много шума в 70-е, и многие ее участники закончили свою жизнь при трагических обстоятельствах, но речь не совсем об этом.

Постер к фильму "Комплекс Баадер-Майнхоф"
Постер к фильму "Комплекс Баадер-Майнхоф"

Город Сен Пол, Миннесота, США, 1994 г.

Местная газета опубликовала историю читателя, который поделился интересным наблюдением своего знакомого: тому дважды за сутки в разных источниках попалось упоминание банды Баадера-Майнхоф, о которой он раньше ничего не слышал. И выяснилось, что многие читатели газеты сталкивались с подобным явлением: нечто, о чем они раньше не знали, и случайно узнали, вдруг начинает попадаться на глаза снова и снова.

Стэнфордский университет, США, 2006 г.

Профессор лингвистики Арнольд Цвики дал этому явлению название «иллюзия частотности» и описал его более подробно. Наше внимание селективно – оно выбирает какую-то определенную информацию в зависимости от наших текущих целей, а огромный пласт «неважной» информации отбрасывает, не доводя до сознания. И еще мы склонны к подтверждению своей точки зрения – то есть, мы больше внимания обращаем на ту информацию, которая совпадает с нашим видением ситуации, при этом даже неважно, насколько она истинна. Сочетание этих двух тенденций и дает нам это странное ощущение: вы узнаете нечто новое, и оно вдруг начинает попадаться часто, иногда практически на каждом шагу, хотя до этого вы точно никогда и не слышали об этом. На самом деле, новая для вас информация не стала попадаться чаще. Ее не начали усиленно везде транслировать, и в обществе не возник резкий всплеск интереса к этой теме. Просто ваше внимание теперь гораздо чаще фокусируется именно на этой информации, а не отбрасывает ее за ненадобностью. Такой вот фокус-покус сознания.

Но «иллюзия частотности» - это, видимо, неинтересное и неудобное для запоминания название, поэтому повсеместно этот феномен называют феноменом Баадера-Майнхоф. Так что знайте, что Баадер и Майнхоф - это никакие не исследователи или открыватели этого явления, а радикальные борцы с американским империализмом.

И смотрите внимательно – если прежде вы не знали, что есть такой феномен, и откуда берутся корни его названия, очень скоро вы услышите об этом снова.

Читайте заметки про другие интересные феномены психики:

Про эффект Зейгарник

Про закон фигуры и фона

Про эффект Даннинга-Крюгера

Плюсуйте, если интересно :)