Как связаны немецкие террористы, американские любители дискуссий в прессе и фокусы нашего сознания
Западный Берлин, ФРГ, 60-е годы 20 века
Немецкая молодежь все более активно отстаивает свою точку зрения на внешнеполитические события и устраивает антиамериканские демонстрации. Оппозиция протестует мирно, но вскоре появляется и террористическая организация, которая целенаправленно ведет вооруженную борьбу - поджоги, ограбления, взрывы, настоящую партизанскую войну.
Официально эта организация называлась «Фракция Красной армии», но в прессе ее часто называли по фамилиям двух из ее лидеров – группа или банда Баадера (Андреаса) и Майнхоф (Ульрики).
Банда наделала много шума в 70-е, и многие ее участники закончили свою жизнь при трагических обстоятельствах, но речь не совсем об этом.
Город Сен Пол, Миннесота, США, 1994 г.
Местная газета опубликовала историю читателя, который поделился интересным наблюдением своего знакомого: тому дважды за сутки в разных источниках попалось упоминание банды Баадера-Майнхоф, о которой он раньше ничего не слышал. И выяснилось, что многие читатели газеты сталкивались с подобным явлением: нечто, о чем они раньше не знали, и случайно узнали, вдруг начинает попадаться на глаза снова и снова.
Стэнфордский университет, США, 2006 г.
Профессор лингвистики Арнольд Цвики дал этому явлению название «иллюзия частотности» и описал его более подробно. Наше внимание селективно – оно выбирает какую-то определенную информацию в зависимости от наших текущих целей, а огромный пласт «неважной» информации отбрасывает, не доводя до сознания. И еще мы склонны к подтверждению своей точки зрения – то есть, мы больше внимания обращаем на ту информацию, которая совпадает с нашим видением ситуации, при этом даже неважно, насколько она истинна. Сочетание этих двух тенденций и дает нам это странное ощущение: вы узнаете нечто новое, и оно вдруг начинает попадаться часто, иногда практически на каждом шагу, хотя до этого вы точно никогда и не слышали об этом. На самом деле, новая для вас информация не стала попадаться чаще. Ее не начали усиленно везде транслировать, и в обществе не возник резкий всплеск интереса к этой теме. Просто ваше внимание теперь гораздо чаще фокусируется именно на этой информации, а не отбрасывает ее за ненадобностью. Такой вот фокус-покус сознания.
Но «иллюзия частотности» - это, видимо, неинтересное и неудобное для запоминания название, поэтому повсеместно этот феномен называют феноменом Баадера-Майнхоф. Так что знайте, что Баадер и Майнхоф - это никакие не исследователи или открыватели этого явления, а радикальные борцы с американским империализмом.
И смотрите внимательно – если прежде вы не знали, что есть такой феномен, и откуда берутся корни его названия, очень скоро вы услышите об этом снова.
Читайте заметки про другие интересные феномены психики:
Плюсуйте, если интересно :)