О книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай»
Эта книга не о дизайне и не о презентациях. Она о том, как создать текст в инфостиле. То есть сильный текст, который позволяет просто, понятно, честно и с заботой о читателе донести до него ваши идеи. И, если вы ставите такую цель, подтолкнуть читателя к действию – купить ваш продукт, принять вас на работу, применить на практике ваши рекомендации.
Помните, как вы изучали русский язык? Сначала вы учили буквы и старательно чертили в тетрадке палочки и закорючки. Потом постепенно вы научились читать по слогам слова. А в тетрадке уже выводили строчки с буквами. Потом слова стали постепенно складываться в предложения. Вы научились писать «мама мыла раму». Постепенно вы осваивали все более сложные вещи – писали диктанты, читали на скорость. Ну и в старших классах вы уже были способны самостоятельно написать сочинение по одному из классических произведений русской литературы. Вы научились анализировать смысл текста, излагать свою точку зрения, приводить аргументы, структурировать ваши мысли.
Авторы книги «Пиши, сокращай» ведут нас по такому же пути – от простого к сложному. В первой части они разбирают текст на уровне слов и показывают, какие слова мешают тексту стать сильным. И как их переформулировать, чтобы они помогали тексту быть понятным и интересным читателю. По каждой из тем предлагают десятки примеров реальных текстов до и после корректировки.
Вторая часть посвящена тексту в целом. Авторы рассказывают и показывают, как сделать текст более простым и удобным для восприятия на уровне отдельных предложений. А далее как лучше организовать абзацы. И, наконец, как построить структуру текста целиком в зависимости от его цели. Как донести логику и сделать текст интересным и убедительным.
В третьей части речь идет не о том, как писать текст, а о его смысле. Например, о чем писать в тексте о продукте и о компании. Или как написать сопроводительное письмо к резюме. Как отразить в тексте уникальность вашего проекта.
Я пишу много текстов для дистанционных курсов. Писать в инфостиле сложно. Мешает собственная привычка, мешает окружающая меня корпоративная информация, авторы которой явно ничего не знают про инфостиль. Некоторые вещи типа сложносочиненных громоздких предложений, отглагольных, вводных слов и канцеляризмов ловлю и исправляю постоянно. Печально читать тексты, написанные пару лет назад. Ну как я могла такое написать? Как я могла надеяться, что мои коллеги что-то поймут из написанного таким языком курса?? Зато очень интересно такие тексты корректировать и видеть, как они становятся совсем другими – гораздо более понятными и дружественными к читателям.
Еще я поняла, что если писать текст, соблюдая правила инфостиля, то и дизайн курса делать легче. Как говорят авторы книги, инфостиль помогает обнажить смысл текста. К осмысленному, без лишних и заумных слов, тексту проще подбирать иллюстрации. Его меньше, он не загромождает слайды. Такой текст создает комфортную атмосферу всего проекта – его становится приятнее и интереснее делать.
«Пиши, сокращай» - это не так книга, которую можно прочитать один раз. Я обращаюсь к ней постоянно и рекомендую всем. Ведь даже короткое электронное письмо коллеге или клиенту – это повод научиться писать сильный текст.
Читайте другие обзоры полезных книг:
Джули Дирксен "Искусство обучать"
Эрин Киссейн "Основы контентной стратегии"
Пишите в комментариях, что еще интересного по теме дизайна и педагогики можно почитать.