Как далеко может зайти обострение отношений между двумя главными геополитическими соперниками в Южной Азии в свете сложившейся ситуации? На этот вопрос отвечает эксперт клуба "Валдай", доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский.
Как представляется, наиболее алармистские предположения, звучащие в СМИ, чересчур сгущают краски. Начнём с того, что, хотя суверенитет Пакистана, в том числе в вопросах внешней политики, никем не подвергается сомнению, это не означает, что Исламабад в своих действиях может не оглядываться на мнение своих основных партнёров – прежде всего Китая, США и Саудовской Аравии. А все эти страны, даже выражая озабоченность сложившейся ситуацией, однозначно призывают обе стороны воздерживаться от резких шагов.
Что касается Китая, то для него стабильность в регионе особенно критична в свете осуществления проекта Китайско-пакистанского экономического коридора, часть которого проходит по контролируемой Пакистаном части Кашмира. С одной стороны, Китай заинтересован в поддержании постоянной напряжённости в отношениях между Индий и Пакистаном, поскольку это отвлекает внимание и ресурсы Нью-Дели от возможного прямого противостояния с Пекином. С другой – открытое вооружённое индо-пакистанское столкновение (перевес в котором априори находится на стороне Индии) поставит крест на планах обеспечения кратчайшего пути к энергетическим ресурсам Персидского залива.
В самом Пакистане, где векторы политики до сих пор в значительной степени задаются военными, также мало кто заинтересован в чрезмерной эскалации конфликта. Вечная напряжённость позволяет военным перенаправлять финансовые потоки в своих интересах, но полномасштабная война была бы самоубийственна для пакистанской государственности. И, разумеется, главным сдерживающим фактором остаётся наличие у Индии и Пакистана ядерного оружия.
Другой вопрос заключается в том, как поведут себя негосударственные акторы и не приведёт ли ситуация к усилению террористической активности. С одной стороны, предпосылки для этого есть: значительная часть мусульманского населения Джамму и Кашмира негативно восприняла решение правительства, что формирует питательную среду для антиправительственных настроений. С другой стороны, трансграничный терроризм в Кашмире давно стал печальной реальностью, а присутствие в регионе дополнительных воинских контингентов, направленных туда одновременно с отменой 370-й статьи, призвано нейтрализовать эту угрозу.