Найти тему
Лавка старины

Мастера ЛФЗ: Щекатихина-Потоцкая А. В.

Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892–1967) — советский скульптор и художник-фарфорист. Уроженка Екатеринославской губернии (Украины), по окончании гимназии приехала в Петроград в 1908 г. и поступила в школу Общества поощрения художеств. За годы обучения посетила ряд городов русского Севера, а также Грецию, Италию и Францию. В Париже у Щекатихиной была возможность заниматься в частной студии «Academie Ranson» и работать в мастерских Ф. Валлатона, П. Серизье и Мориса Дени. Творческую деятельность начала с создания костюмов и декораций для оперных спектаклей. Но в конце 1918 г. по приглашению С. В. Чехонина перешла на работу в филиал живописного цеха Государственного фарфорового завода на базе училища барона А. Л. Штиглица. Некоторое время спустя Щекатихина начала работать уже на самом заводе в качестве художника, создав довольно много эскизов и композиций для росписи фарфора и несколько моделей для скульптуры.

В 1923 г. с целью знакомства с Берлинской фарфоровой мануфактурой Щекатихина была отправлена в Германию, а в конце того же года по приглашению И. Я. Билибина совершила творческую поездку по странам Ближнего Востока. За это путешествие художница сделала многочисленные зарисовки архитектурных памятников, национальных костюмов и предметов декоративно-прикладного искусства. Впоследствии мотивы древнего востока и наблюдения из современной жизни стали основой для создания серии росписей на фарфоре. В 1936 г. Щекатихина возвращается к работе на Ленинградский фарфоровый завод и под руководством главного художника Н. М. Суетина выполняет несколько сервизов, ваз и скульптурных произведений, не прекращая работы даже во время Великой Отечественной войны.

Щекатихина-Потоцкая стала одним из самых ярких талантов в плеяде художников, привлеченных к работе на ГФЗ С. В. Чехониным. Большое влияние на творчество художницы оказали красочные произведения украинского народного искусства, окружавшие ее в детстве, опыт, полученный ею в период работы в Талашкине, где культивировалось обращение к народным традициям русского декоративного искусства прошлого, а также навыки, приобретенные во Франции. Важную роль в формировании таланта художницы, безусловно, сыграл Н. К. Рерих, открывший ей широкие горизонты и прививший практически неограниченный взгляд на искусство. Все перечисленное чудесным образом переплелось в творчестве именитого художника и выразилось в виде яркой и своеобразной живописной манере росписи на фарфоре, всегда легко и безошибочно угадываемой.