Итак, в завершение темы литовцев в Красной армии в годы Великой Отечественной (начало: http://mil-history.livejournal.com/1496308.html; http://mil-history.livejournal.com/1494319.html).
Предлагаю подборку фотографий, запечатлевших разные этапы боевого пути и людей 16-й стрелковой Литовской Клайпедской Краснознаменной дивизии.
Из официальной историографии дивизии: "Решение о формировании принято Государственным Комитетом Обороны 18 декабря 1941. Дивизия формировалась в Московском военном округе в Балахне Горьковской области. Формирование осуществлялось преимущественно за счёт беженцев и эвакуированных из Литвы, также бойцов и офицеров бывшего 29-го стрелкового территориального Литовского корпуса, распределённых в ходе войны по различным частям Красной Армии, разысканных и переведённых в новую дивизию. Ядро офицерского состава дивизии образовали выпускники Вильнюсского пехотного училища, эвакуированного в Новокузнецк Кемеровской области (прошли сокращенный курс обучения). Политработниками были преимущественно бывшие подпольщики, партийные и советские работники. В составе действующей армии с 27.12.1942 по 20.08.1943 и с 28.09.1943 по 09.05.1945 года. По данным на 1 января 1943, из 10 250 солдат и офицеров дивизии было 7 тысяч жителей Литвы. В дивизии было 3720 литовцев (36,3 %), 3064 русских (29 %), 2973 (29 %) еврея, 492 (4,8 %) представителя других национальностей".
Наверное, первое известное фото бойцов дивизии на зимнем марше к месту их первого боя - н.п. Алексеевка юго-восточнее Орла, 21 февраля 1943 г.:
76-мм полковое орудие ведет огонь, прикрывая первое наступление дивизии... К сожалению, не увенчавшееся успехом и оплаченное немалой кровью:
И комсостав на КП дивизии - там же:
Те, кто вел литовскую дивизию Красной армии в бой:
За неудачным "боевым дебютом" под Орлом последовало участие в Курской битве летом 1943 г. Дивизия, то обороняясь от 383-й пехотной и 18-й танковой дивизий вермахта (пять последовательных атак), то выдарживая массированные удары с воздуха (до 120 самолетов люфтваффе по официальным данным историографии дивизии, впрочем, скорее всего, завышенным), то отчаянно контратакуя, чтоб вернуть утраченные позиции, потеряла в боях еще более 4 000 чел., после чего был назначен отвод обескровленного соединения в тыл на пополнение.
Мемориал погибшим воинам 13-й армии и 16-й Литовской дивизии в пос. Глазуновка Орловской обл:
Осенью 1943 г. 16-я Литовская вновь сражалась, на сей раз в составе Калининского фронта. После первоначальных малоуспешных наступательных боев в Невельской операции (окт. 1943), в ноябре ее знамена были наконец увенчаны лаврами первой победы, когда южнее г. Невель Псковской обл. ей удалось отразить сильный контрудар частей 43-го армейского корпуса Вермахта.
Осень 1943. Командующий Карельским фронтом А.И. Еременко в 16-й Литовской стрелковой дивизии:
Пулеметный расчет на позициях, район Невеля, 1943:
В последовавших наступательных боях дивизия приняла участие в окружении группировки противника и освобождении н.п. Городок, заслужив свою первую награду - благодарность командования. За участие в Невельской наступательной операции 16-я Литовская заплатила потерей 3 000 чел,, о чем свидетельствует сегодня эта скромная табличка на местах боев:
В ноябре 1943 г. Литовская дивизия в составе 4-й ударной армии была придана 1-му Прибалтийскому фронту и, так сказать, развернула свои боевые порядки в сторону дома - в Литву. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что после больших потерь и неоднократных доукомплектований Литва оставалась домом едва для половины ее бойцов. Остальных ждали домой в самых разных уголках СССР, включая даже среднеазиатские союзные республики...
Но дивизионная газета, издававшаяся на литовском и русском языках, напоминала в своем заглавии - "Родина зовет!"
Политрук с группой бойцов читают дивизионную "многотиражку":
В апреле 1944 г. за отличие в освобождении Белоруссии знамя дивизии украсил орден Боевого Красного Знамени.
После освобождения белорусского Полоцка и 500-км марша под Шяуляй, летом 1944 г. 16-я стрелковая дивизия наконец вступила на территорию Литвы. Где прямо с марша ее ожидали тяжелые бои: 3-я германская танковая армия контратаковала под Шяуляем. Успешно отражая в составе войск 1-го Прибалтийского фронта контрудар, дивизия вновь заслужила благодарность командования. Очевидно, она теперь научилась воевать, или "родные стены помогали", да и немец в 1944 г. был объективно уже "не тот"...
Ряд фотографий весны-лета 1944 г., запечатлевшие бойцов Литовской дивизии в бою и на марше:
Места последнего успокоения бойцов и офицеров дивизии в литовской земле:
Дивизионные Герои Советского Союза, фотографии которых удалось найти:
Всего в литовской дивизии за время войны звезду Героя получили 12 бойцов и командиров, при чем самую значительную группу из них составляют артиллеристы - 5 чел., затем следуют разведчики - 3 чел. затем - командир полка, командир батальона, телефонист и пулеметчик. Этнический состав Героев Советского Союза - слепок с такового дивизии: литовцы, русские (из СССР и один из довоенной Литвы), литовские евреи, литовские поляки...
А вот герои 16-й Литовской стрелковой дивизии, не получившие золотых звезд в силу "мелкобуржуазного воспитания":
1. Дивизионная знаменитость: отважная пулеметчица, снайпер, при необходимости - санитарка старшина Дануте Станилиене:
Простая литовская сельская девчонка 1922 г.р. со стеснительной улыбкой, "крестьяночка Жанна" в дивизионном обиходе - несомненнно, в честь легендарной Жанны д'Арк. Одна из четырех советских женщин - полных кавалеров Ордена Славы. Она была "лицом" дивизии, щедро обласканным вниманием советской прессы и военным начальством... Героя Советского Союза, однако, несмотря на несколько представлений, Дануте упорно не присваивали... Как и лейтенантских погон, несмотря на пройденную в 1944 г. подготовку по специальности "командир пулеметного взвода". Не изменило ситуации даже вступление в самом конце войны в ВКП (б). Есть мнение, что Дануте несколько зажимали именно из-за ее "синдрома Жанны д'Арк" - только не амбиций спасительницы Отечества, а неуместной на войне жалости к поверженному врагу... Что, разумеется, было отмечено "бдительными товарищами" и доложено "куда надо".
Кстати, женщин-военнослужащих в литовской дивизии было не менее 171 человека...
2. И конечно же эпический персонаж знаменосец Моня Цацкис, дивизионный то ли Василий Теркин, то ли бравый солдат Швейк, образец воинской находчивости, абсолютного игнорирования дисциплины и замечательного черного еврейско-литовского юмора. Герой одноименной повести Эфраима Севела, советского и израильского писателя, ветерана Великой Отечественной и "войны Судного дня":
Итак, боевой путь 16-й Литовской стрелковой дивизии РККА к Победе пролег через родную Литву. Очевидно, в пропагандистских целях: советское литовское соединение должно было вступать в первых рядах в республику, присоединенную к СССР только в 1940 г. и "засветившуюся" в годы оккупации значительным уровнем коллаборационизма (впрочем, и антифашистских партизан в Литве было немало - 92 отряда и более 10 тыс. бойцов, не считая подполья; сегодня об этом принято "удобно" умалчивать).
28 января 1945 г. за освобождение Клайпеды 16-я Литовская Краснознаменная стрелковая дивизия получила почетное название Клайпедской.
Первый секретарь Компартии Литвы А. Снечкус среди бойцов дивизии в освобожденной Клайпеде:
С 31 января 1945 г. литовская дивизия Красной армии участвовала в осаде окруженных в "Курляндском котле" частей гитлеровской группы армий "Север". Там она и встретила конец войны.
Группа бойцов и офицеров 16-й стрелковой дивизии, весна 1945:
Парад Победы для 16-й Литовской Краснознаменной Клайпедской дивизии состоялся, что вполне очевидно, в Вильнюсе:
Памятный знак, выпущенный в Литовской ССР в честь 30-летия создания дивизии: