Но почему мне всю жизнь попадает именно за грамотность? За то, что я люблю русский язык и мне больно, когда его коверкают?
Ещё в школе, объяснив тему, учительница произносила трудное слово и спрашивала: «Может быть, кто-то сумеет написать это трудное слово правильно на доске?»
Я знала, как оно пишется - у меня с детства было чутьё при полном незнании правил правописания. Но молчала – никто не встаёт, а я как самая умная выскочу? И кто я после этого? И мудрая учительница однажды тихонько сказала: «Ну ты же знаешь! А ну иди к доске…» Я написала, учительница меня похвалила, а мне почему-то было очень неловко перед одноклассниками. Хорошо, что хотя бы считаю плохо!
И так было всегда.
90-е. Помню, захожу в наш фирменный магазин тканей. У прилавка очередь – что-то дефицитное продают. Смотрю – в очереди моя соседка, девчонка из местного ПТУ.
– За чем стоим? – спрашиваю бодренько.
– За тюлью!
– За чем?
– За тюлью!.
– Да тюль-то он, мужской род…
Что тут началось! Вся очередь, ВСЯ! Ополчилась на меня единым фронтом малограмотных тёток. Да так, что подруга, зашедшая со мной, стала сомневаться.
Я вышла не споря, но чувствуя себя последней дурой. «Русский выучи, лахудра !» - неслось вслед. Что делать – фабрика. Хорошо ещё, что не избили…
Однажды в училище, где я работала по молодости секретаршей, прислали нового начальника. Вернее, начальницу. Молодую выпускницу заочного текстильного института с кучей ещё с детства, видно, неправильно заученных выражений, ударений и прочего. Ну, с сиротами с ударением на первом слове я ещё могла смириться. Но как выдержать её «ложить» без приставки? Но я подумала: лучше сказать, чем потешаться за глаза. Набралась храбрости и тихонько поправила начальника: «Нет такого слова. Надо говорить «класть». Но она была непреклонна. «Может, мне ещё и «покласть» говорить, – спросила она меня высокомерно. – Идите лучше займитесь делом!»
И я опять в дурах.
А сегодня в обед в наш офис пришла большая начальница и, оглядев нас, доброжелательно, но покровительственно промолвила: «А почему вы кушать не идёте?»
На что я уже безо всякого стеснения ответила:
– Кушают слуги на кухне…
Не хочу быть занудной тёткой. Но почему-то мне так легко стало!