Найти тему
Ветер с Атлантики

Военные расходы Европы: есть чем гордиться?

На днях глава Белого дома Д.Трамп похвалился миру своим личным, по его мнению, достижением: расходы европейских союзников Вашингтона по НАТО выросли в 2019 г. на 100 млрд. долларов.

Этого удалось добиться за счет наращивания странами усилий по достижению главного требования НАТО: выделения оборонных расходов на уровне 2% от ВВП государства. О желательности выполнения этого условия к 2024 г. союзники договорились на саммите альянсе в 2014 г.

На самом деле Трампу, а особенно самим европейцам, радоваться не чему. Так как помимо количества выделенных денег на оборону немаловажное значение имеет их качество. И тут у европейцев существуют проблемы.

Когда пять лет назад в НАТО появилось новое требование (не закрепленное нигде юридически и имеющее де-факто статус устной договоренности) к уровню оборонных расходов стран-членов альянса, союзники уточнили одну ключевую деталь: из 2% ВВП, идущих на военные нужды 20% средств должны идти на закупку и модернизацию вооружения и техники.

Однако большая часть стран-участниц организации про эту часть договоренности предпочитают забывать и условно складывается ситуация, что 2% военных расходов одной страны – это танки и самолеты, а 2% другой – новые компьютеры в здании министерства обороны.

Одним из первых на эту проблему обратил внимание бывший американский генерал Бен Ходжес. Около года назад он неоднократно заявлял на всевозможных конференциях, что требуемый в НАТО уровень оборонных бюджетов – это фикция и его соблюдение – лишь политический показатель приверженности того или иного государства Вашингтону.

В этом контексте отдельно отметим Литву, которая по интенсивности увеличения военных трат – впереди всей «натовской планеты». На Капитолийском холме Вильнюсом очень довольны. Но вот населению работать негде, квартиры сдаются за ЖКХ, люди из республики откровенно говоря бегут.

В целом по Европе картина не такая грустная, но в Германии беженцы безнаказанно насилуют немецких женщин, а в Испании уже который год сохраняется четвертый из пяти уровней террористической угрозы.

Гордиться, конечно, нечем.