Найти в Дзене
Без кино всё не то

10 лучших антиутопий, вышедших после 2000 года

В одной из своих предыдущих статей я рассказывала о лучших антиутопиях рубежа 21 века. В то время многих интересовало, что станет с миром, когда календарь обнулится до "нулевых", и это нашло своё отражение в популярной культуре. Фильмы тех годов в подробностях описывали новые возможные миры, причём в такой степени, что сами миры становились полноценными персонажами. То есть, кино создавалось и смотрелось именно ради того, чтобы погрузиться в новые фантастические вселенные и социальные конструкции.

После наступления 2000-го года, когда все в очередной раз поняли, что апокалипсис отодвигается на неопределённые сроки, жанр антиутопии значительно изменился. "Дивный новый мир" перестал быть основной приманкой для зрителя и превратился во "второй план", или просто сеттинг для развёртывания истории. Фраза "действие происходит в далёком будущем" стала своего рода клише, вводной конструкцией, которой зритель прекратил придавать большое значение.

В этой статье я расскажу о 10 лучших антиутопиях, вышедших после 2000 года. Дата условная, так как некоторые режиссёры продолжали работать "по старинке" и делать ставку на обширные новые миры, но всё же таких было меньшинство. Порядок хронологический.

1) 28 дней спустя (28 Days Later), Дэнни Бойл, 2002

Одна из ласточек "новой волны" антиутопий и один из тех фильмов, который всегда будет выбит на визитке Дэнни Бойла (сразу после "На игле" и "Миллионера из трущоб"). Сюжет рассказывает о молодом человеке, просыпающемся в больнице и обнаруживающем, что, пока он лежал в коме, мир перевернулся с ног на голову. Все люди куда-то подевались, на улицах мусор и разбитые машины, и очень скоро из пустынных подворотен начинают лезть монстры.

В картине замечательно выстроен ритм (тихие рефлективные кадры сменяются энергичным экшеном), и в главной роли отметился серьёзный драматический актёр Киллиан Мёрфи. О "дивном новом мире" зритель узнаёт постепенно, вместе с центральным персонажем, и вместе с ним же проживает все этапы изменения психики: от недоверия к надежде и обратно. Позже будет сериал "Ходячие мертвецы", во многом повторивший и развивший находки Дэнни Бойла, но если вы хотите ознакомиться с первоисточником, обязательно посмотрите этот фильм.

2) V значит Вендетта (V for Vendetta), Джеймс МакТиг, 2005

В альтернативном будущем Великобританией правит фашистская партия, но не все жители её одинаково поддерживают. Одним прекрасным вечером человек в маске Гая Фокса, называющий себя "Ви", похищает рядовую сотрудницу британского телевидения и держит её в заточении, чтобы раскрыть глаза на мир.

Основанный на комиксах Алана Мура и написанный братьями Вачовски, фильм просто не мог оказаться проходным. Здесь, конечно же, есть уникальный визуальный стиль, с помощью которого авторы рисуют тёмный необычный мир, но главное отнюдь не в этом. Главное — в глазах Натали Портман, проходящей путь от покорного принятия действительности к воинственному сопротивлению, и в голосе Хьюго Уивинга, скрывающегося под маской революционера. Потрясающий дуэт двух актёров, раскрывающий целый букет эмоций, от ненависти до любви.

-2

3) Дитя человеческое (Children of Men), Альфонсо Куарон, 2006

Мир будущего постепенно умирает ввиду кризиса рождаемости: женщины больше не способны зачать и выносить ребёнка. В Британии, ставшей одним из последних оплотов человечества, бывший активист Тео отправляется в странное путешествие. Ему обещают заплатить, если он довезёт одну девушку из пункта А в пункт Б, но по дороге выясняется, что девушка беременна.

Несмотря на довольно интересный сеттинг, создателей, опять же, интересует не столько сам мир, сколько поступки героев, зажатых в его тиски. Сюжет приводит Тео от абсолютного цинизма и апатии к зарождению надежды и самопожертвованию, и смотреть на эту трансформацию в исполнении Клайва Оуэна — одно удовольствие. Фильм поднимает много тем, связанных с религией и верой, а также содержит отсылки к современным реалиям, например, к потокам беженцев и милитаристскому строю. В 2007 году картина номинировалась на "Оскар" за лучший адаптированный сценарий, лучшую операторскую работу и лучший монтаж.

-3

4) Генетическая опера (Repo! The Genetic Opera), Даррен Линн Боусман, 2008

Это странный и эксцентричный фильм, который понравится далеко не каждому, но оставить его за скобками было бы ошибкой. Даррен Линн Боусман перегибает палку во всём, в чём только можно, и бросает в один котёл шекспировские страсти, готический мюзикл и масштабную антиутопию. С одной стороны, его картина напоминает любительский спектакль и вызывает скептическую улыбку. С другой, такие смелые и оригинальные идеи на экране появляются слишком редко.

В мире будущего люди повально страдают от различных болезней, и потому широко распространены пересадки органов. Операции, конечно же, делают в кредит, а те, кто не способен покрыть следующий платёж, вынуждены прятаться от "коллекторов", забирающих органы обратно. Сюжет вертится вокруг владельца корпорации, обеспечивающей медицинские операции в кредит, и семнадцатилетней Шайло, не выходящей из дома ввиду редкого заболевания крови.

В 2010 году идея была скопирована в фильме "Потрошители" с Джудом Лоу, но принята ещё хуже, чем вариация Даррена Линна Боусмана. Последняя, по крайней мере, обзавелась культовой славой в узких кругах.

-4

5) Не отпускай меня (Never Let Me Go), Марк Романек, 2010

Лиричное и нетривиальное размышление на тему клонирования, созданное по роману нобелевского лауреата Кадзуо Исигуро и сценарию другого талантливого писателя Алекса Гарленда ("Пляж"). Фильм рассказывает о специальном интернате для детей, которые прекрасно знают, что по достижению определённого возраста станут донорами, но всё равно имеют смелость любить, мечтать и надеяться.

Трёх главных персонажей сыграли Кира Найтли, Кэри Маллиган и Эндрю Гарфилд, и хотя это преимущественно романтическая история, она также примечательна своей дождливой британской атмосферой и ощущением тихой безысходности. Картина прекрасно смотрится, когда хочется завернуться в плед и пить литры какао с зефирками, однако ошибочно будет принять её за чисто женское "guilty pleasure", лишённое всякого смысла.

-5

6) Другая Земля (Another Earth), Майк Кэхилл, 2011

Девушка по имени Рода сокрушается о событии, сломавшем всю её жизнь, когда учёные обнаруживают в небе точную копию планеты Земля. Никто не знает, что там, но многие говорят о пресловутом "втором шансе", а один бизнесмен организовывает конкурс эссе, победители которого отправятся в космос к загадочной планете.

Несмотря на фантастический сеттинг, фильм до боли реален и до последнего кадра остаётся на нашей, всем знакомой Земле. История здесь не столько о новых мирах, сколько об изменениях внутри человека, возникающих от одной мысли о параллельной вселенной. Это тонкая психологическая драма с "незаезженными" лицами и неторопливой, вдумчивой манерой повествования.

-6

7) Сквозь снег (Snowpiercer), Пон Чжун Хо, 2013

После неудачных экспериментов, призванных остановить глобальное потепление, учёные обрушивают на мир новый Ледниковый период. В живых остаются лишь те, кто вовремя запрыгнул в поезд — чудо техники, огибающее планету по кругосветной железной дороге. В поезде своя социальная система, поддерживающая тонкий баланс жизни, но однажды люди из последних вагонов решают устроить революцию и дойти до самого первого.

Пон Чжун Хо — один из немногих корейских режиссёров, сумевших пробиться на голливудском рынке кино. Три его последние картины ("Окча", "Сквозь снег" и "Паразиты") носят остросоциальный характер, но "Сквозь снег" среди них — самая метафоричная. Фильм выделяется своим визуальным рядом, отчасти напоминающим аниме, и имеет много общего с более старыми антиутопиями, например, с "Матрицей". По части актёрских работ, однако, есть пробелы (протагонист вышел просто никакой), и потому широкого признания картина не снискала.

-7

8) Она (Her), Спайк Джонз, 2013

Теодор, одиночка и интроверт, устанавливает на телефон новую операционную систему с функцией виртуального ассистента. Программа умеет подстраиваться под клиента и разговаривать, как живой человек. Вскоре Теодор обнаруживает, что испытывает к несуществующей "Саманте" самую настоящую любовь.

Виртуальные ассистенты и искусственный интеллект — это уже не фантазия, а реальность, и не далёк тот день, когда нам всем придётся столкнуться с теми же проблемами, что и главный герой этого фильма. Режиссёр представляет на суд зрителя подробное и вдумчивое размышление на тему, что же такое любовь и можно ли испытывать чувства к компьютерной программе. По сути, это бенефис Хоакина Феникса, весь фильм разговаривающего с телефоном, который отвечает ему голосом Скарлетт Йоханнсон. В 2014 году картина получила "Оскар" за лучший сценарий.

-8

9) Интерстеллар (Interstellar), Кристофер Нолан, 2014

В мире случилась экологическая катастрофа, и все силы человечества брошены на то, чтобы обеспечить себе пропитание. Детям скармливают недостоверную информацию, чтобы взрастить будущих агрономов (а не космонавтов, политиков, писателей, художников и т.п.), в то время как главный герой, бывший пилот НАСА, понимает, что спасение скрыто в глубоком космосе. Вместе с командой других отчаянных он отправляется в межпланетное путешествие, чтобы дать своим детям шанс на счастливое будущее.

"Интерстеллар" — тот редкий пример блокбастера, который понравится "и нашим, и вашим". Здесь есть потрясающей красоты спецэффекты и динамичные приключения, но движет сюжетом не хаотичный попрыгунчик, а живые человеческие эмоции. Около часа Кристофер Нолан тратит на знакомство с персонажами, чтобы в конечном итоге рассказать историю не о битве, а о любви. И да, если вы сомневаетесь в актёрских способностях Мэтью МакКонахи (как когда-то сомневалась я), то эта картина вас по-хорошему удивит.

-9

10) Тихое место (A Quiet Place), Джон Красински, 2018

Последний фильм подборки — скорее триллер с элементами антиутопии, чем антиутопия как таковая. В то же время, это отличный пример того, как видоизменяется жанр, ведь сейчас всё реже и реже можно увидеть антиутопию в чистом виде.

Сюжет сконцентрирован вокруг семьи из четырёх человек, выживающей в постапокалиптическом мире. Инопланетные монстры уничтожили почти всех людей, и единственное спасение от них — это не издавать ни единого звука. Эбботам удалось построить для себя убежище в уединённом месте и приспособиться к новым условиям, но в один прекрасный момент наступает и их черёд нести потери.

Картину можно назвать учебником по созданию саспенса минималистичными средствами, и даже когда (ближе к финалу) создатели переходят к экшену, мы всё равно продолжаем смотреть историю о людях, а не о том, как клочки летят по закоулочкам. Это один из немногих триллеров последних лет, который по-настоящему достоин вашего внимания.

-10

А какие антиутопии последних лет запомнились вам?

Уважайте себя и смотрите хорошее кино.