Найти тему

Какой цветной мультфильм был первым в СССР?

Кадры из цветных мультфильмов разный студий СССР
Кадры из цветных мультфильмов разный студий СССР

Когда я задалась целью написать заметку о первом цветном мультфильме СССР, возникла проблема. В разных источниках назывались совершенно разные картины. Только статья киноведа Н.А. Майорова[1] помогла разобраться в ситуации.

Дело в том, что примерно в одно время, в начале 1930-х годов на разных студиях начали внедряться разные способы создания цветного изображения.

Так с начала 1931 года лаборатория Кинофотоинститута (НИКФИ) начала разрабатывать двухцветный процесс. По этой технологии использовались две пленки, одна из которых варьировала красно-оранжевый цвет, вторая – сине-зеленый.

Описанным методом были сняты: «Сказка о веселом пастухе» (1935, режиссер Д. Бабиченко, не сохранился), «Стрекоза и муравей» (1936, режиссеры И. Иванов-Вано, сестры Брумберг, не сохранился).

Чуть позже, в начале 1932 года, на студиях «Ленфильм», «Мосфильм» и в НИКФИ стали разрабатывать трехцветный способ, при котором съемка производилась поочередно через три фильтра — красного, зеленого и синего цветов. Метод съемки на студиях «Ленфильм» и «Мосфильм» был одинаковым, а вот способы проявки и печати готовой цветной пленки для кинопроката различались.

На студии «Ленфильм» использовался «гидротипный способ». Им были напечатаны несколько лент, первые из которых: «Теремок» (1937, режиссеры А. Синицын и В. Сюмкин), «Первая охота» (1937, режиссер П. Шмидт).

На студии «Мосфильм» применялся способ П.М. Мершина, по которому в том же 1937 году были напечатаны: «Лиса и волк» (режиссер С. Мокиль), «Завещание» (режиссер И. Склют), «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Птушко).

На киностудии «Союзмультфильм», образованной в 1936 году, освоение цветной печати началось с мультфильма «Сладкий пирог» (режиссер Д. Бабиченко), который вышел на экраны все в том же 1937 году.

Вот и судите, какой цветной мультфильм был первым?

К сожалению, далеко не все мультфильмы, из созданных в 1930-40-е годы, можно теперь увидеть в цветном варианте. Проблема в плохой сохранности и усадке «цветоделенных» пленок. К тому же усадка негативов разных цветов произошла неравномерно не только в границах пленки, но и в границах каждого кадра. Поэтому восстановление цветного позитива – это титанический кропотливый труд, состоящий в подгонке десятков тысяч кадров с двух пленок к третей.

Зато каждый воссозданный мультфильм – целое событие для отечественной мультипликации. Так в 2010 году из цветоделенных негативов был восстановлен фильм «Сказка о рыбаке и рыбке», который более 70-ти лет считался утраченным.

[1] Майоров Н.А. Цвет советского кино//Журнал «Киноведческие записки» (2011)