Найти тему

7 класс. Занятие 7 из 10

Оглавление

Привет, друг!

Предыдущее занятие.

Занятие состоит из 8 блоков. Ты можешь выполнять их в любой последовательности.

Для работы тебе понадобится тетрадь, потому что не все задания выполняются онлайн. В конце занятия есть ссылка на файл со всей теорией.

Скачивай, сохраняй или распечатывай, чтобы в течение года иметь перед глазами шпаргалку.

Удачи!

План занятия

1. Словарный диктант

2. Орфоэпия (куда ставить ударение)

3. Орфография. Правописание приставок

4. Синтаксис и пунктуация. Причастный оборот с добавочным обстоятельственным значением

5. Морфология. Морфологический разбор причастия

6. Морфемика и словообразование. Нулевое окончание и отсутствие окончания

7. Лексика. Омонимы и многозначные слова

8. Развитие речи. "Научные дисциплины связаны между собой?"

Ход занятия

1. Словарный диктант

Внимательно прочитай следующие слова: неслыханный, никак, ни разу (= никогда), ничуть, ориентироваться, отразить, пакет, период, под силу, по памяти, эпидемия.

Задание: напиши словарный диктант в тетради, а потом проверь себя.

2. Орфоэпия

Задание: запомни, как произносятся слова.

прибы́вший
прибы́ть, при́был, прибыла́
приведённый
привезён, привезена́
развито́й (язык)
ра́звитый (ребёнок)
ржа́ве́я
свёкла
скворе́чник [шн’]

3. Орфография

-2

Задание: выполни упражнение.

4. Синтаксис и пунктуация

Причастный оборот с добавочным обстоятельственным значением

Ошеломлённый этим ударом, казак зашатался.

В этом предложении мы ставим запятую перед определяемым словом, потому что причастный оборот помимо своей основной функции помогают понять, когда, почему, при каком условии или несмотря на что происходит действие.

Казак зашатался, потому что был ошеломлён ударом.

Задание: выполни упражнение.

5. Морфология

Морфологический разбор причастия

Мы любовались речкой, сверкавшей вдали.

Сделаем морфологический разбор причастия «сверкавшей».

I. Определяем часть речи и начальную форму.

II. Постоянные морфологические признаки: действительное или страдательное; время; вид.

Непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (у страдательных причастий); падеж (у причастий в полной форме); число; род.

III. Синтаксическая роль.

Проверить задание можно в файле со всей теорией. Ссылка на него в конце занятия.

6. Морфемика и словообразование

Нулевое окончание и отсутствие окончания

Возьмём слово «бык». На конце этого слова нет выраженного буквой окончания, но давайте поставим слово в форму родительного падежа.

Родительный падеж: нет кого? быкА

Окончание появилось. Именно поэтому мы говорим, что окончание нулевое. Оно там есть. Просто в этой форме оно никак не выражается.

А теперь возьмём наречие «быстро». Буква О на конце слова - это суффикс. Из-за него слово появилось на свет от прилагательного «быстрый». Окончание не может создавать новое слово.

«Быстро» никак не меняется. Следовательно, тут вообще нет окончания. Ни нулевого, никакого.

Быстро <- быстрый

Задание: выполни упражнение.

7. Лексика

Многозначные слова и омонимы

Чтобы отличать омонимы от многозначных слов, нужно представить себе, как бы всё выглядело в нашем мире.

Вот идут братья. Они разные, но чем-то похожи. У них общие родители. Это будут многозначные слова.

А вот в поезде друг напротив друга садятся мужчины с бородой и в одинаковой одежде. Как же они похожи! Но это случайность. Между ними нет никакого родства. Это и есть омонимы.

Многозначные слова: кисть (виноградная, художника, руки).

Омонимы: планировать (плавно снижаться и составлять планы).

Задание: выполни упражнение.

8. Развитие речи

"Научные дисциплины связаны между собой?"

Напиши ответ в формате сочинения-рассуждения.

Проверить можно самостоятельно, попросить помощи у своего учителя, репетитора, привлечь к этому родных или друзей. Это могу сделать и я, но уже за дополнительную плату.

-3

Расскажи, когда знания по одному предмету пригодились на уроках по другому предмету.

Можем ли мы утверждать, что многие научные дисциплины связаны между собой?

Проверьте моё сочинение.

Ссылка на файл со всей теорией и ответами на некоторые задания.

Чтобы закрепить знания, вспомни всё занятие, а в комментариях или у себя в тетрадке напиши ответ на вопрос: "Что показалось мне самым сложным на сегодняшнем занятии?"

Спасибо!