Привет, друг!
Занятие состоит из 8 блоков. Ты можешь выполнять их в любой последовательности.
Для работы тебе понадобится тетрадь, потому что не все задания выполняются онлайн. В конце занятия есть ссылка на файл со всей теорией.
Скачивай, сохраняй или распечатывай, чтобы в течение года иметь перед глазами шпаргалку.
Удачи!
План занятия
1. Словарный диктант
2. Орфоэпия (куда ставить ударение)
3. Орфография. НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
4. Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
5. Морфология. Морфологический разбор причастия
6. Морфемика и словообразование. Нулевое окончание и отсутствие окончания
7. Лексика. Омонимы и многозначные слова
8. Развитие речи. "Хороший учёный - хорош во всех дисциплинах. Так ли это?"
Ход занятия
1. Словарный диктант
Внимательно прочитай следующие слова: мемориал, мировоззрение, мятежный, накануне, недосягаемый, неприхотливый, оказаться, операция, оппозиция, оппонент.
Задание: напиши словарный диктант в тетради, а потом проверь себя.
2. Орфоэпия
Задание: запомни, как произносятся слова.
прида́ть
прида́л
прида́ли
придала́
3. Орфография
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
Под ударением пишем Е: не́кого, не́чему, не́чем.
Без ударения пишем И: никого́, ничему́, ниче́м.
Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то они пишутся раздельно: не́ у кого, ни у кого́, не́ к чему, ни к чему́, не́ с чем, ни с че́м
Задание: выполни упражнение
4. Синтаксис и пунктуация
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
В таких предложениях нужно внимательно следить за постановкой знаков препинания. Чем больше таких вариантов вы разберёте, тем будет лучше.
Задание: перепиши предложение и найди в нём все предложения. Вставь пропущенные знаки препинания.
Я совершенно не мог противиться его обаянию и когда он улыбался мне я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым.
Проверить задание можно в файле со всей теорией. Ссылка на него в конце занятия.
5. Морфология
Морфологический разбор причастия
Мы любовались речкой, сверкавшей вдали.
Сделаем морфологический разбор причастия «сверкавшей».
I. Определяем часть речи и начальную форму.
II. Постоянные морфологические признаки: действительное или страдательное; время; вид.
Непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (у страдательных причастий); падеж (у причастий в полной форме); число; род.
III. Синтаксическая роль.
Проверить задание можно в файле со всей теорией. Ссылка на него в конце занятия.
6. Морфемика и словообразование
Нулевое окончание и отсутствие окончания
Возьмём слово «бык». На конце этого слова нет выраженного буквой окончания, но давайте поставим слово в форму родительного падежа.
Родительный падеж: нет кого? быкА
Окончание появилось. Именно поэтому мы говорим, что окончание нулевое. Оно там есть. Просто в этой форме оно никак не выражается.
А теперь возьмём наречие «быстро». Буква О на конце слова - это суффикс. Из-за него слово появилось на свет от прилагательного «быстрый». Окончание не может создавать новое слово.
«Быстро» никак не меняется. Следовательно, тут вообще нет окончания. Ни нулевого, никакого.
Быстро <- быстрый
Задание: выполни упражнение.
7. Лексика
Многозначные слова и омонимы
Чтобы отличать омонимы от многозначных слов, нужно представить себе, как бы всё выглядело в нашем мире.
Вот идут братья. Они разные, но чем-то похожи. У них общие родители. Это будут многозначные слова.
А вот в поезде друг напротив друга садятся мужчины с бородой и в одинаковой одежде. Как же они похожи! Но это случайность. Между ними нет никакого родства. Это и есть омонимы.
Многозначные слова: кисть (виноградная, художника, руки)
Омонимы: планировать (плавно снижаться и составлять планы)
Задание: выполни упражнение.
8. Развитие речи
"Хороший учёный - хорош во всех дисциплинах. Так ли это ?"
Напиши ответ в формате сочинения-рассуждения.
Проверить можно самостоятельно, попросить помощи у своего учителя, репетитора, привлечь к этому родных или друзей. Это могу сделать и я, но уже за дополнительную плату.
Ссылка на файл со всей теорией и ответами на некоторые задания.
Чтобы закрепить знания, вспомни всё занятие, а в комментариях или у себя в тетрадке напиши ответ на вопрос: "Что показалось мне самым сложным на сегодняшнем занятии?"
Спасибо!