Найти тему

9 класс. Занятие 7 из 10

Оглавление

Привет, друг!

Предыдущее занятие.

Занятие состоит из 8 блоков. Ты можешь выполнять их в любой последовательности.

Для работы тебе понадобится тетрадь, потому что не все задания выполняются онлайн. В конце занятия есть ссылка на файл со всей теорией.

Скачивай, сохраняй или распечатывай, чтобы в течение года иметь перед глазами шпаргалку.

Удачи!

План занятия

1. Словарный диктант

2. Орфоэпия (куда ставить ударение)

3. Орфография. НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

4. Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

5. Морфология. Морфологический разбор причастия

6. Морфемика и словообразование. Нулевое окончание и отсутствие окончания

7. Лексика. Омонимы и многозначные слова

8. Развитие речи. "Хороший учёный - хорош во всех дисциплинах. Так ли это?"

Ход занятия

1. Словарный диктант

Внимательно прочитай следующие слова: мемориал, мировоззрение, мятежный, накануне, недосягаемый, неприхотливый, оказаться, операция, оппозиция, оппонент.

Задание: напиши словарный диктант в тетради, а потом проверь себя.

2. Орфоэпия

Задание: запомни, как произносятся слова.

прида́ть
прида́л
прида́ли
придала́

3. Орфография

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Под ударением пишем Е: не́кого, не́чему, не́чем.

Без ударения пишем И: никого́, ничему́, ниче́м.

Если НЕ и НИ отделены от местоимения предлогом, то они пишутся раздельно: не́ у кого, ни у кого́, не́ к чему, ни к чему́, не́ с чем, ни с че́м

Задание: выполни упражнение

4. Синтаксис и пунктуация

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

В таких предложениях нужно внимательно следить за постановкой знаков препинания. Чем больше таких вариантов вы разберёте, тем будет лучше.

Задание: перепиши предложение и найди в нём все предложения. Вставь пропущенные знаки препинания.

Я совершенно не мог противиться его обаянию и когда он улыбался мне я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым.

Проверить задание можно в файле со всей теорией. Ссылка на него в конце занятия.

5. Морфология

Морфологический разбор причастия

Мы любовались речкой, сверкавшей вдали.

Сделаем морфологический разбор причастия «сверкавшей».

I. Определяем часть речи и начальную форму.

II. Постоянные морфологические признаки: действительное или страдательное; время; вид.

Непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (у страдательных причастий); падеж (у причастий в полной форме); число; род.

III. Синтаксическая роль.

Проверить задание можно в файле со всей теорией. Ссылка на него в конце занятия.

6. Морфемика и словообразование

Нулевое окончание и отсутствие окончания

Возьмём слово «бык». На конце этого слова нет выраженного буквой окончания, но давайте поставим слово в форму родительного падежа.

Родительный падеж: нет кого? быкА

Окончание появилось. Именно поэтому мы говорим, что окончание нулевое. Оно там есть. Просто в этой форме оно никак не выражается.

А теперь возьмём наречие «быстро». Буква О на конце слова - это суффикс. Из-за него слово появилось на свет от прилагательного «быстрый». Окончание не может создавать новое слово.

«Быстро» никак не меняется. Следовательно, тут вообще нет окончания. Ни нулевого, никакого.

Быстро <- быстрый

Задание: выполни упражнение.

7. Лексика

Многозначные слова и омонимы

Чтобы отличать омонимы от многозначных слов, нужно представить себе, как бы всё выглядело в нашем мире.

Вот идут братья. Они разные, но чем-то похожи. У них общие родители. Это будут многозначные слова.

А вот в поезде друг напротив друга садятся мужчины с бородой и в одинаковой одежде. Как же они похожи! Но это случайность. Между ними нет никакого родства. Это и есть омонимы.

Многозначные слова: кисть (виноградная, художника, руки)

Омонимы: планировать (плавно снижаться и составлять планы)

Задание: выполни упражнение.

8. Развитие речи

"Хороший учёный - хорош во всех дисциплинах. Так ли это ?"

Напиши ответ в формате сочинения-рассуждения.

Проверить можно самостоятельно, попросить помощи у своего учителя, репетитора, привлечь к этому родных или друзей. Это могу сделать и я, но уже за дополнительную плату.

-2

Проверьте моё сочинение.

Ссылка на файл со всей теорией и ответами на некоторые задания.

Чтобы закрепить знания, вспомни всё занятие, а в комментариях или у себя в тетрадке напиши ответ на вопрос: "Что показалось мне самым сложным на сегодняшнем занятии?"

Спасибо!