Привет, друг!
Занятие состоит из 8 блоков. Ты можешь выполнять их в любой последовательности.
Для работы тебе понадобится тетрадь, потому что не все задания выполняются онлайн. В конце занятия есть ссылка на файл со всей теорией.
Скачивай, сохраняй или распечатывай, чтобы в течение года иметь перед глазами шпаргалку.
Удачи!
План занятия
1. Словарный диктант
2. Орфоэпия (куда ставить ударение)
3. Орфография. Правописание суффиксов причастий настоящего времени
4. Синтаксис и пунктуация. Деепричастный оборот
5. Морфология. Морфологический разбор местоимения
6. Морфемика и словообразование. Словообразовательная цепочка
7. Лексика. Устаревшая лексика. Как отличить историзм от архаизма?
8. Развитие речи. «Могут ли уроки приносить пользу здоровью?»
Ход занятия
1. Словарный диктант
Внимательно прочитай следующие слова: за границей, затем чтобы, из-за, из-под, калитка, квитанция, кованый, комбинат, комендант, кромешный, тренироваться.
Задание: напиши словарный диктант в тетради, а потом проверь себя.
2. Орфоэпия
Задание: запомни, как произносятся слова.
коне́чно [шн]
конкре́тно [р’]
краси́вее
ку́хонный
легче [хч’]
междугоро́дный
ме́льком
наме́рение
нанесён, нанесена́
3. Орфография
Задание: выполни упражнение.
4. Синтаксис и пунктуация
Деепричастный оборот
Это деепричастие с зависимым словом.
Обособляется в любом месте предложения.
Покачивая крыльями, летели птицы.
Птицы, покачивая крыльями, летели,
Птицы летели, покачивая крыльями.
Задание: Он снял рюкзак, внимательно всё рассматривая. Переставь деепричастный оборот в начало и в середину предложения. Не забудь про запятые.
Проверить можно будет в файле в конце занятия.
5. Морфология
Морфологический разбор местоимения
Люблю тебя, моя дорогая!
Сделаем морфологический разбор местоимения «тебя».
I. Определяем часть речи и начальную форму.
II. Постоянные морфологические признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).
Непостоянные морфологические признаки: падеж, число (если есть), лицо (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Проверить задание можно в файле со всей теорией. Ссылка на него в конце занятия.
6. Морфемика и словообразование
Словообразовательная цепочка
Каждое последующее слово непосредственно образовано от предыдущего.
Понять -> понятный -> понятно
Задание: выполни упражнение.
7. Лексика
Устаревшая лексика. Как отличить историзм от архаизма?
Я всегда пользуюсь следующей подсказкой: жили-были слова «бричка», «лакей», «очи» и «ланиты». Люди ими пользовались-пользовались, а потом случилось что-то!
История развивается, поэтому брички исчезли из нашей жизни. И лакеи тоже. Нет их вообще. Ни одной брички не встретите на улице, ни одного лакея. История сделала своё дело. Следовательно, это слова называем историзмами. Нет явления - нет слова.
А очи и ланиты никуда не исчезли. У нас есть глаза и щёки. Просто нам разонравилось так их называть. Вот мы и сдали старые версии в архив, а вместо них используем новые. Следовательно, их называем архаизмами.
Задание: выполни упражнение.
8. Развитие речи
Могут ли уроки приносить пользу здоровью?
Напиши ответ в формате сочинения-рассуждения.
Проверить можно самостоятельно, попросить помощи у своего учителя, репетитора, привлечь к этому родных или друзей. Это могу сделать и я, но уже за дополнительную плату.
На уроках дети часто сидят. Как бы ты изменил уроки, чтобы они приносили пользу здоровью?
Опиши урок, на котором дети могли бы двигаться и учиться. Что можно изменить прямо сейчас?
Ссылка на файл со всей теорией и ответами на некоторые задания.
Чтобы закрепить знания, вспомни всё занятие, а в комментариях или у себя в тетрадке напиши ответ на вопрос: "Что показалось мне самым сложным на сегодняшнем занятии?"
Спасибо!