Найти тему
Звонкий Талер

Готический полугрош Александра Ягеллончика

Изучая нумизматические работы исследователей Великого княжества Литовского и Речи Посполитой я встречал разные подходы к типизации литовских монет вообще и полугрошей Александра Ягеллончика в частности. Не вдаваясь в тонкости библиографии и историографии сих работ только отмечу, что все исследователи сходились на разных вариантах изображений геральдического орла, всадника и начертании букв в легенде - выделяя, однако, разное количество типов самих монет. Для себя лично и пополнения своей коллекции я предпочёл вариант деления монет по типам легенды на "готические", "ренессансные" и "смешанные". О готических полугрошах чеканки Александра Ягеллончика я и хотел бы немного рассказать в своей сегодняшней статейке. Итак...

Александр Ягеллончик (польск. Aleksander Jagiellończyk; 05.08.1461-19.08.1506 гг.) - великий князь литовский с 20 июля 1492 г. и король польский с 12 декабря 1501 г. Четвёртый сын Казимира Ягеллона и Елизаветы, дочери короля Германии Альбрехта II Габсбурга, внук Владислава Ягелло. Отличительными чертами характера Александра были расточительность и несамостоятельность в поступках. Почти всё его царствование было неблагополучно для государства по причине постоянных войн с соседями. Самым опасным из них являлось Великое княжество Московское, а также его союзники - Менгли I Гирей, крымский хан, и Стефан, молдавский господарь; оба они нападали на Литву, а хан даже не раз приближался к самой Вильне. Александр, желая мира, заключил с Москвой договор 1494 г. и женился на дочери Иоанна III Елене, что стало поводом к завершению русско-литовской войны 1487-1494 гг.

В конце того же 1494 г. Александр издал указ об открытии монетного двора. Организация регулярной чеканки была непростой задачей для страны без собственных месторождений серебра. Одновременно вводился запрет на вывоз этого металла в Московское государство, где серебро ценилось ещё дороже. На момент открытия Виленского монетного двора в 1495 г., главным средством денежного обращения в стране был пражский грош Вацлава IV (1378-1419 гг.). Нововведённые монеты Александра стали обращаться по следующему курсу: 1 литовский полугрош = 5 литовским пенязям = 5/12 пражского гроша. Общий вес полугроша составлял приблизительно 1,25 г.

Первым полугрошем в моей коллекции стала монета "готического" типа: обе её стороны имеют хорошо прочеканенные изображения и легенду.

На фото изображён полугрош Александра Ягеллончика "готического" типа, отчеканенный в период 1495-1506 гг. В основу классификации полугрошей на "готические", "смешанные" и "ренессансные" типы положено традиционное разделение монет по изображению букв в круговой легенде. Лицевую сторону полугроша украшает изображение рыцаря на коне (так называемого герба "Погоня"), которое окружает легенда "ALEXANDRI.MON," (Александра монета). На оборотной стороне - изображение геральдического орла окружено легендой "MAGNI.DVC,.LITVANIE" (Великий князь Литовский). Монета не датирована. Из личного собрания
На фото изображён полугрош Александра Ягеллончика "готического" типа, отчеканенный в период 1495-1506 гг. В основу классификации полугрошей на "готические", "смешанные" и "ренессансные" типы положено традиционное разделение монет по изображению букв в круговой легенде. Лицевую сторону полугроша украшает изображение рыцаря на коне (так называемого герба "Погоня"), которое окружает легенда "ALEXANDRI.MON," (Александра монета). На оборотной стороне - изображение геральдического орла окружено легендой "MAGNI.DVC,.LITVANIE" (Великий князь Литовский). Монета не датирована. Из личного собрания

Второй готический полугрош имеет худшую сохранность. Приобрёл я его из-за того, что изображения геральдических фигур отличались от изображений предыдущей монеты.

Из-за значительного износа монетных штемпелей геральдические фигуры всадника и орла выглядят более "массивными", чем на монете, рассмотренной выше. Фигура рыцаря также лучше центрирована. Монета из личного собрания
Из-за значительного износа монетных штемпелей геральдические фигуры всадника и орла выглядят более "массивными", чем на монете, рассмотренной выше. Фигура рыцаря также лучше центрирована. Монета из личного собрания

Один из следующих своих очерков планирую посвятить ренессансным полугрошам Александра Ягеллончика. Всем заинтересованным рекомендую подписаться на мой канал, чтобы отслеживать нумизматические новости и новинки. Спасибо за просмотр и прочтение!