Найти тему
Казанский репортер

Афганское эхо Второй мировой. Часть 3: симпатизирующий фашизму нейтралитет

Участник войны в Афганистане и Герой России Ильяс Дауди рассуждает о предыстории вооруженного конфликта в регионе, ставшем полем интересов сразу нескольких держав.

«Большая игра» ведущих мировых держав за доминирование в Афганистане и вокруг него началась в в первой половине XIX века, и с течением времени не утратила свою актуальность, а обрела лишь новый качественный смысл. К крупным «игрокам», агентам влияния на рубеже 20-го века – России, Англии, Ирану, добавились новые – Германия, Япония, США, Пакистан, Китай, Индия. Стремление к влиянию на политику сопредельного государства объяснимо, когда речь идёт о ближайших соседях, в большей степени заинтересованных, в стабильности внутриполитической обстановки.

Но почему свои национальные интересы в данном регионе преследуют страны, чьи границы находятся на многие тысячи километров от этого региона? Постараемся найти ответ на этот вопрос, описав важные исторические события, произошедшие в мире и в регионе.

У этой статьи есть начало: первая часть и вторая.

СИМПАТИЗИРУЮЩИЙ ФАШИСТАМ НЕЙТРАЛИТЕТ

С началом операции «Барбаросса» в июне 1941 года, союзничество государств, претерпело изменения. Советский Союз, соперник Британской империи в Центральной и Южной Азии временно стал ей союзником, а Германия стала врагом СССР и Англии.

11 июля 1941 года министр иностранных дел фашистской Германии Иохим фон Риббентроп, наделил полномочиями посла Германии в Кабуле Пильгера предложить королю Захир-шаху заключить афгано-германский договор о сотрудничестве с Германией, что, влекло отказ от традиционного нейтралитета. Захир-шах дипломатично уклонился от этого предложения.

А 1 ноября 1941 года на Лойя Джирге (всеафганском совете старейшин) сто наиболее авторитетных вождей афганских племён, высшего духовенства и представителей власти, постановили:

«Никакому иностранному государству ни в какой форме не будет позволено занять всю или часть афганской территории или использовать нашу дорогую родину для проведения военных действий, или получить у нас какие-либо привилегии во время войны».

С началом Второй Мировой войны, Правительство короля Захир-шаха оказалось прагматичным и объявило об официальном и правовом нейтралитете в военном конфликте.

И фактически, нейтралитет Афганистана в целом соблюдался. Афганистан старался играть в свою игру, правда руководство страны больше симпатизировало фашистской Германии.

Использовать интересы Англии в противовес СССР и, наоборот, Афганистану, на текущем этапе, было не по силам. По итогам англо-советского вторжения в Иран («Иранская операция» 25 августа – 17 сентября 1941 года), Афганистан оказался окружён силами союзников. Для Кабула это был сигнал, его может постигнуть та же участь, что и западного соседа. Поэтому Кабульское правительство осталось без выбора и в октябре 1941 года подчинилось совместному англо-советскому требованию «об изгнании всех немцев и итальянцев».

Однако, придерживаясь статуса нейтрального государства, Правительству Афганистана удалось оставить ограниченную группу дипломатических работников стран Оси. Остальные - 206 граждан, отправились в нейтральную Турцию под гарантии свободного прохода через Пешавар, Карачи, Басру и Багдад. Другие группы итальянских и немецких дипломатических сотрудников были высланы в сентябре 1943 года.

-2

По прошествии времени, с началом перелома во Второй мировой войне, статус нейтрального государства, являлся главной гарантией безопасности Кабульского режима, до последнего момента, не разрывавшему дипломатические отношения с Берлином.

В случае победы фашистской Германии над советским Союзом и наличие на севере немецких танков, Афганистан незамедлительно ввязался бы в войну с союзниками, желая добиться от Британской Индии изменения границ.

Ильяс Дауди.

Продолжение следует.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц