Наверное, ни про один город мира в школьных учебниках не написано так много. Я закончила начальную школу и с нетерпением ждала встречи с ним летом. Готовилась: каждый вечер, ложась спать, представляла себе, как гуляю по парку, по площади, любуюсь дворцом. Практикую язык, на котором уже очень неплохо разговариваю.
Очень хорошо запомнила приготовления именно к этому путешествию - неудивительно, мне предстоял первый в жизни выезд за рубеж. Все началось с рекламного буклета в почтовом ящике (турагент здраво рассудила, что мы уже готовы к Европе). Продолжилось покупкой одежды на рынке, после чего мы с родителями напоминали «стиляг» и «хипстеров» в одном лице - утрирую, конечно, но, стоит отдать должное, после этой поездки я уже никогда не позволяла себе так одеваться, несмотря на то, что в родном городе прилично одеться было настоящей проблемой, а привезти «из Европ» ВСЕ - тоже непростая задача, хотя мы, смутившись своих серых носков под разноцветными босоножками, кинулись на шопинг в первом же порту захода. Но первому европейскому городу, который я посетила, следует уделить отдельную статью, пожалуй, - как-нибудь в другой раз.
И да, это был морской круиз.
В первом же моем морском (и частично океаническом) круизе меня ждало важное, как оказалось, событие - «крещение Нептуном». Нет, это не имеет отношения к вероисповеданию, но процесс был поистине достойный описания. Стояла ночь, работали так называемые стабилизаторы качки (не знаю, как они работают, но уже тогда не являлись новинкой), мы с мамой и папой мирно спали в своей каюте без окна в полной темноте, мама и я расположились на нижних полках, папа - на верхнем ярусе. Внезапно тишину ночи и вместе с тем мой детский сон нарушил глухой стук падения, далее последовал мой дикий, отчаянный вопль «Мама, папа упал!». Несколько секунд спустя включился свет, папа смеялся надо мной сверху и показывал на стеклянную бутылку воды на полу. Наутро мы узнали, что так нас облагодетельствовал бог морей. Во всех последующих круизах, даже в довольно опасных местах, он меня обычно щадил - этот шторм оказался самым сильным.
Мой первый кораблик-бантик назывался «Пальмирой», поражал какой-то нежной красотой - или, может, я его так запомнила в первом впечатлении. Мы впервые постигали традиционные прелести круизной жизни - Встречный капитанский ужин, Пиратскую вечеринку и многое другое, о чем, возможно, впоследствии зайдет речь. Очень большой след в моей памяти оставили соседи по столу в ресторане. Естественно, не помню лиц и имен: молодой человек неопределенного возраста, путешествовавший с супругой, рассказывал захватывающие истории о путешествиях, показывал свои статьи в красивых журналах и всегда подчеркивал, что «journalist» («журналист») происходит от «journey» («путешествие»). Видимо, это был тревел-блогер. Здесь следует добавить фразу «до того, как это стало мейнстримом».
В одно раннее утро наш корабль оказался в пункте назначения прежде установленного времени и терпеливо ожидал на рейде поодаль от берега. Я с удовольствием наблюдала пейзажи, описанные классиками и современниками, испытывая легкое дежавю. Естественно, первое, что бросалось в глаза (и/или одновременно застилало все вокруг), - туман, покрывающий невысокие горы (которые я обожаю). Стояла тишина, туристы едва начинали просыпаться.
Уже в порту, в двух шагах от мечты, выяснилось, что даже при наличии визы в паспорте сойдут на берег не все. Нашей семье опасаться было нечего: мы не преследовали никаких противозаконных целей. С каждым туристом побеседовали какие-то дяденьки (наверное, представители Миграционной службы, а может быть, «люди в черном») в музыкальном салоне и дали добро на въезд (точнее, «вплыв»). Уже сидя в автобусе удивленно наблюдали, как те, кому было отказано, прыгали за борт и доплывали своим ходом (звучит жутко, да?). Они так и не вернулись на корабль. Еще как минимум один парень пропал позднее, после «свободного времени» на экскурсии. Но почему-то взрослыми это воспринималось спокойно.
Итак, мы - честные туристы - направлялись на обзорную экскурсию в столицу. Сначала долго ехали из порта на автобусе. И город предстал перед нами... По правде говоря, я, наверное, ждала от него слишком многого. Нет, из полицейской будки не выглянул Доктор Кто, но я тогда и не смотрела этого культового сериала. Знаменитая площадь по размеру не превышала сквера недалеко от моего дома (а в детстве деревья были большими!). На следующей остановке гид (в прошлом - полицейский, здесь их называют забавным ласковым именем) торжественно объявил, что у нас есть пять минут, чтобы сфотографироваться с «великой» башней, которую называют в честь клички колокола.
Затем предстоял парк, которого я почему-то больше всего ждала (ему посвещался целый отдельный текст в учебнике). На маленькой сцене перед толпой выступал парень с эмоциональной речью о тяжелой судьбе. Несмотря на свободное владение языком, я плохо понимала его: многие слова я не поняла бы и на родном языке. Безусловно, учебник для третьего класса ничего не сообщал о традиционно высокой народно-политической значимости этого места.
Свободное время мама решила провести в прогулке по самой известной улице города, покупая бесчисленное множество бесполезных сувениров за очень большую денежку. Переполненная всевозможными противоположными впечатлениями, я устроила истерику, требуя сумочку (откровенно говоря, совершенно не нужную десятилетней девочке). К чести производителя будет сказать, что я реально активно пользовалась ею с десяток лет, страшно гордясь тем, откуда она, пока не порвалась подкладка и не обнаружилась надпись «Made in China». Популярная в девяностые шутка Клары Новиковой про заграничное платье приобрела новый смысл. Забегая вперед, скажу, что впоследствии я еще покупала за границей немало вещей китайского производства (например, толстовку «I love Venezia» в 2011 году), многие из которых продолжают служить мне верой и правдой.
Сейчас я делаю вывод, что, пожалуй, десятилетний ребенок не в состоянии в полной мере прочувствовать этот город. Да, это классный experience, языковая практика, повышение культурного уровня - и многое другое, за что я бесконечно благодарна родителям, подарившим мне поездку, о которой я по-настоящему мечтала. И мечтаю теперь вернуться - более осознанно, со взрослым серьезным взглядом на жизнь, игнорируя стереотипы и отдавая предпочтение менее популярным вещам. Объехать всю страну, останавливаясь в милых маленьких городках и деревеньках, послушать разные диалекты популярного языка (я все-таки лингвист по одному из образований)...
Всю обратную дорогу до порта лил дождь, и я наполовину спала, наполовину плакала вместе с ним. Весь день стояла жара, и только теперь наступила типичная для региона погода.
Уплывать тоже было грустно, и, если бы не внезапно навалившийся голод (от обилия впечатлений я отказывалась от еды весь день - в результате у меня нет ни грамма воспоминаний о национальных блюдах - впрочем, юных десятилетних гурманов надо еще поискать, это сейчас гастрономический туризм для меня - неотъемлемая часть любого путешествия), возможно, расставание оказалось бы откровенно печальным. Даже неспециалист подтвердит, что несколько часов для знакомства с таким городом - конечно, не хуже, чем ничего, но откровенно смешно.
«Фамилия моя слишком известная, чтобы я ее называл!» - говорит герой известного советского фильма. После всего вышесказанного, этот прекрасный город тоже не требует особого представления - даже если вы там никогда не были. Наверное, тем, кто его угадал, стоит посетить хотя бы раз. А уж если вы живете недалеко от Визового центра - просто флаг вам в руки! Долгие годы во взрослом возрасте на пути к визе меня пугала именно Москва с ее особенным, суровым ритмом жизни, так непохожим на мой, хотя во всех моих детских путешествиях она обязательно фигурировала.
Угадали? Счастливого пути... и до встречи!