Найти тему

Вынужденное раскаяние: послевоенное кино ГДР

Оглавление
© «Ugly Culture»
© «Ugly Culture»

XX век - время величайших потрясений и перестроек. Двадцатое столетие навсегда изменило мир: исчезли империи, на их руинах, в огне революций рождались новые; две мировые войны навсегда уничтожили привычный жизненный уклад, а вишенкой на этом зловещем торте стала Холодная война, разделившая мир на два противоборствующих лагеря.

Судьба жителей Германии после Второй мировой войны оказалась наиболее трагичной. Государства не стало, на территории Германии возникло две страны: ФРГ и ГДР. Центр Берлина разрезала стена, на долгие годы разделившая народ. И тем интереснее изучать судьбу этих государств через призму культуры. Как идеология меняла сознание? В чем особенность кинематографа Западной и Восточной Германии. Попытаемся разобраться.

ГДР входила в Варшавский блок и была, по сути, советским марионеточным государством. Жизнь в ГДР протекала по тем же лекалам, что и в Советском Союзе. Очевидно, что кинематограф в ГДР позаимствовал множество идей и приемом у своего «старшего брата». Но несмотря на идеологическую составляющую фильмов, в ГДР все равно снимали кино по своему. На примере трех фильмов, знаменующих три определенные эпохи немецкого кино, мы разберемся в отличиях и уникальности кинематографа в ГДР.

«Убийцы среди нас» (Die Mörder sind unter uns, 1946)

В ГДР не существовало частных кинокомпаний. Созданием фильмов занималась и поныне существующая компания DEFA, однако съемки этой картины начались еще до ее основания.

«Убийцы среди нас» - один из первых художественных фильмов, снятых в послевоенной Германии. Культура отражает реальность, поэтому вполне очевидно, что данный фильм о том, как люди отчаянно пытаются вернуться к мирной жизни.

Послевоенный Берлин ужасает: он лежит в руинах, люди ютятся в домах без окон и малейших удобств, пытаются отчаянно наладить свой быт. Война прошлась по каждому: кто-то провел ее в застенках концлагеря, кто-то спасал людей на фронте, а кто-то безжалостно вырезал мирных жителей. Фильм рассказывает нам историю врача-алкоголика, который никак не может справиться с поствоенным синдромом. Он был скверным солдатом и жестокость войны сильно отразилась на нем.

Фрагмент из фильма «Убийцы среди нас»
Фрагмент из фильма «Убийцы среди нас»

Грубый врач не вызывает ни у кого симпатий, кроме девушки, которая смогла найти в нем доброту и увидела, что под маской пьяницы прячется человек, который старательно бежит от прошлого. Но сможет ли он его победить? Когда врач узнает, что офицер, убивший 58 человек, в том числе и детей, ведет счастливую жизнь. Врач решается на убийство. Во имя справедливости. Но чем он лучше этого палача?

Фильм смотрится на одном дыхании, а вопросы, которые он поднимает, актуальны и по сей день. Тем более, много ли фильмов «по горячим следам» снято о тех, кто воевал на стороне фашистов? Это кино обязательно стоит посмотреть: в нем нет ни грамма от советских агиток, а тема людей, оказавшихся на фронте не по своей воле, раскрыта более чем хорошо.

«Чингачгук - Большой Змей» (Chingachgook, die grosse Schlange,1967)

Холодная война набирала обороты. На поприще культуры тоже развернулась борьба за сердца зрителей. Особенно ярко это можно разглядеть в вестернах.

В Советском союзе этот жанр был очень популярен, но там Дикий запад заменили на русские просторы, а ковбоев и индейцев, на белых и красных. В ГДР же пошли другим путем. И пока на Западе рассказывали историю о благородных ковбоях, которые сражались с коварными и подлыми индейцами, в Восточной Германии доблестные краснокожие боролись с белыми угнетателями. Классическое марксистское противостояние!

«Чингачгук» один из первых фильмов этого жанра. И самый популярный. Им засматривались дети не только Германии, но и Советского Союза. Образы благородных краснокожих так ярко отпечатались в общественном сознании, что даже сейчас в постсоветском мире индейцы представляются борцами за свободу.

Фрагмент из фильма «Чингачкук - Большой Змей»
Фрагмент из фильма «Чингачкук - Большой Змей»

Смотреть этот вестерн сейчас трудновато: постановка выглядит нелепой, а дешевизна сочится из каждого кадра. Но если сделать скидку на возраст, то будет видно яркую картину с благородными персонажами и притягательной атмосферой.

Симметричный ответ Западу получился настолько удачным, что в ГДР стали снимать огромное множество вестернов, создавая конкуренцию западным продуктам.

Но о какой конкуренции может идти речь, если западные фильмы почти не показывали в СССР, а фильмы варшавского блока редко попадали на запад. Все, кроме одного...

«Якоб-Лжец» (Jakob, der Lügner, 1974)

Многие наверняка могли слышать о ремейке 1999 года, с Робином Уильямсом в главной роли. Ремейк громко провалился в прокате, однако оригинальный фильм 1974 года выстрелил так, что стал единственным фильмом в истории ГДР, который показывали на Западе куда чаще чем в СССР. Номинация на премию оскар также говорит о многом, как и то, что в рунете эту картину практически невозможно найти. На русском уж точно.

В этом фильме нет ничего от советского кинематографа. Такие фильмы снимали на западе, но не в СССР. Скорее всего это связано с тем, что тема гетто и выживания людей в тылу врага, была не популярна в Советском Союзе и не близка зрителям.

Но Германия - это другой случай. Ошибки прошлого гнетут немецкий народ даже сейчас, а в двадцатом веке эта тема была центральной в умах жителей ГДР и ФРГ. Тем смелее кажется шаг со стороны Германии, снять честное кино об ужасах варшавского гетто. Будто бы извиниться за то, что приходилось делать.

Фрагмент из фильма «Якоб-Лжец»
Фрагмент из фильма «Якоб-Лжец»

Помимо отражения действительности того времени, фильм также задает философские вопросы, ответы на которые зрителю придется искать самостоятельно: существует ли ложь во благо? Стоит ли лгать во имя надежды? Главный герой весь фильм только и делает, что обманывает своих друзей. Ему неприятно это делать, но он понимает, что благодаря его лжи, люди смотрят на будущее с надеждой.

Неудивительно, что картина была номинирована на Оскар: она очень проникновенна, меланхолична, а в конце - безысходна. Это отражение той эпохи безо всяких купюр.

Кинематограф ГДР - интересное культурное явление. Являясь с одной стороны «подражателем Советского брата» и создавая в большинстве своем идеологически верные фильмы в популярном западном формате, в ГДР тем не менее, снимали и такие ленты, которые шли вразрез с привычной коммунистической повесткой.

В культурном плане ГДР - уникальное государство: немцы создавали продукт по западным лекалам, но наполняли его коммунистической идеологией. Они взяли лучшее, что существует в искусстве двух противоборствующих государств и на этой основе создали свой собственный уникальный стиль.

Иллюстрации: Вячеслав Кузьменко

Продолжение материала читайте на канале Кино-Панк: «Ум и обаяние Гитлера: послевоенное кино ФРГ».