Два года назад все противники советской власти возликовали. Ведь сам Патриарх, который Кирилл, провел торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя и после него заявил: революция 1917 года является великим преступлением. Я призываю народ России построить общество, основанное на справедливости.
Дополнительно привычно осудил большевиков, расстрелявших семью последнего императора. Мол, церковь всегда была против этого, она всегда поддерживала царя.
Только вот в последних словах патриарх слегка лукавил. После февральской революции и последовавшего отречения Николая Второго Святейший Синод РПЦ обратился к русскому народу со следующим призовом: «поддержать временное правительство, которое вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту».
Вот еще говорилось в этом обращении: «Свершилась воля Божья. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую родину счастьем и славой на ее новом пути <…> Ради многих жертв, принесённых для завоеваниям гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья родины отставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо родины, доверьтесь Временному правительству. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского правительства, да даст ему силы, крепость и мудрость».
По мнению протоиерея Свято-Печорского: «погиб старый порядок, но не погибла Россия, не погиб наш народ». А на вопрос, почему же церковь приняла отречение монарха, отвечал так - «Если в Священном писании есть много слов для царей добрых, то для тех, кто свою великую власть употреблял не на пользу народа, есть еще больше слов брани и угроз».
Другой протоиерей, Евгений Капралов, в журнале «Церковно-общественная мысль» (от 25.07.1917) отмечает, что духовенство вместе с народом ждет свободы и отнюдь не желает восстановления монархии.
«Духовенство вздыхает о старых порядках? Полноте, можно ли говорить о такой наивности? Ну, кто же плачет о палке, которой его долго били? Мы признаем более соответствующим демократический строй государства», – подчеркнул Капралов.
То есть для тогдашнего Синода Николай Второй уже не был Божьим Помазанником. Вот историческая справка:
5 (18) марта 1917 года Синод распорядился в церквях Петроградской епархии «отныне не провозглашать» многие лета царствующему дому.
6 (19) марта Синод «принял к сведению» указы об отречении Николая II и великого князя Михаила Александровича, постановил отслужить во всех церквях империи молебны с провозглашением многие лета «Богохранимой державе Российской и благоверному Временному правительству ея».
7 (20) марта Синод начал именовать дом Романовых «царствовавшим» (в прошедшем времени) и упразднил празднования дней рождения и тезоименитств царя, царицы, наследника, дней восшествия на престол и коронования – «царские дни».
Стоит отметить, что РПЦ в этом опередил правительство Керенского, которое подобный указ издало только 16 (29) марта.
Недаром же все патриархи до Кирилла отказывались канонизировать расстрелянного императора и его семью. Ведь для них он не был мучеником.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал.