Однажды ко мне на тренинг, который я проводил в одной из бизнес-школ, попросились «гости». Персональщики из большой, весьма известной на рынке компании. Организаторы сказали, что «гости» выбирают провайдера для обучения и пришли посмотреть на работу тренеров.
Ну, гости так гости. Мне пара человек в аудитории помешать не может. А польза какая-нибудь может и получиться.
И так совпало, что попали эти ребята ко мне на блок по управлению компанией с помощью ценностей.
По профессиональной привычке, я очень внимательно слежу за участниками тренинга. Смотрю на мимику, обращаю внимание на другие невербальные детали. В общем, делаю все то, чего не рекомендую делать руководителям в своих кабинетах. Естественно, попали в зону наблюдения и «гости».
После кофе-брейка я ответил на вопросы ребят, которые остались от предыдущего блока и начал говорить о ценностях компании. О том, откуда они появляются и как они внедряются в повседневную офисную и производственную жизнь.
И тут я заметил странные метаморфозы, которые происходили с «гостями». Каждый раз, когда я произносил слова «ценности компании», на их лицах отражалась целая гамма чувств: от злой иронии, до откровенной насмешки.
Мне стало интересно. Поэтому обратился к участникам с вопросом о том, что они думают о концепции ценностного управления. Но используя кое-какие «тренерские штучки», спровоцировал на ответ именно «гостей». И тут разразился гром. «Да это все придумано только для того, чтобы людям денег не платить!» - воскликнул один «гость». «Все эти ценности только для сайта и для того, чтобы босс мог тебя в неудобную позицию поставить!» - поддержала его коллега (фразу я смягчил). Следующие несколько минут они весьма эмоционально рассказывали о том, что они думают о «высоких материях» и их практическом применении.
Я был немало удивлен. Передо мной сидели люди, представляющие серьезную компанию. Выбирающие программу и тренера. Люди, которые, по своей функции, должны внедрять идеологию в умы сотрудников. И эти люди ненавидели собственную компанию и не верили в собственные ценности.
После небольшой дискуссии, в процессе которой мы выровняли настроения, я дал участникам задание, а сам вышел из аудитории, зашел в коммерческий отдел школы и сообщил менеджерам, что с этой компанией в корпоративном формате я работать не буду. Как минимум до тех пор, пока HRом там занимаются такие люди.
И проблема заключалась даже не в этих персональщиках. Она гораздо глубже.