Картина «Охотники на привале» Василия Перова впервые экспонировалась на I-й выставке художников-передвижников и сразу наделала много шума, вызвав противоречивые отклики. Критик Владимир Стасов сразу сравнил полотно с лучшими охотничьими рассказами Ивана Тургенева, а Михаил Салтыков-Щедрин обвинил художника в излишней театрализации и наигранности эмоций…
Фёдор Михайлович Достоевский и вовсе написал: «Картина давно уже всем известна: «Охотники на привале» ; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства...»
Однако, чтобы не говорилось и не обсуждалось - в одном все были едины: художник написал настоящий шедевр! Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных персонажей – знакомых Перова.
Самая яркая и узнаваемая картина из цикла
Картина была написана Перовым в 1871 году и относится к позднему периоду его творчества, когда художник уже отошёл от изображения острых социальных картин народной жизни, какими была насыщена первая половина его творчества («Тройка», «Проводы покойника» и др.).
В это время Василий Перов больше внимания уделяет бытовым сценам из жизни простых людей. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». К слову, за «Птицелова» он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала знаменитое полотно «Охотники на привале», которая стала невероятно популярной…
К слову, Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. Так что не удивительно, что сюжет получился таким правдоподобным.
Прототипы героев-охотников
Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступает большой любитель ружейной охоты, врач Дмитрий Кувшинников. Видно, что он бывалый охотник. Мужчина рассказывает о своих подвигах. По тому, как напряжены его руки, понятно, что говорит о том, что как-то встретил медведя и, конечно же, вышел из этой схватки победителем.
После того как картина была представлена на передвижной выставке, Кувшинников стал весьма популярен в художественных, театральных, литературных кругах. Не говоря уже о том, что у него заметно выросло количество пациентов, которые очень хотели попасть на приём к тому самому Кувшинникову, в которого рисуют картины.
В его квартире стали собирались художники, писатели, артисты. Известно, что именно он послужил прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Антона Чехова.
В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова. Прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил будущий член московской городской управы, двадцатишестилетний Николай Нагорнов. Этот юноша был коллегой и другом Бессонова и Кувшинникова.
В 1962 году дочь Нагорнова Анна Володичева напишет искусствоведу Виктору Маштафарову:
«Кувшинников Д.П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В.В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».
Жесты персонажей имеют большое значение
Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю. Ухмыляющийся охотник недоверчиво почесывает голову. Левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы.
Несколько слов о добыче охотников, которая изображена левом нижнем углу картины. Искусствоведы справедливо считают, что она вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, однако художник не стал этого делать и оставил всё как есть.
Полотно, написанное Василием Перовым сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве. Авторский повтор, созданный художником в 1877 году, – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Третий вариант картины, найденный в 1984-м, экспонируется в областном художественном музее им. В.В. Верещагина города Николаева.
Публикация по теме: Самое эмоциональное произведение Василия Перова
Публикация по теме: Заказчик картину не принял