«Внешний вид. Характер. (Естественно, даем лишь краткие выжимки.)
Ушинский. Худой, сверкающие карие глаза, высокий лоб. Нервный, импульсивный, страстный, увлекающийся. Иногда несдержан. По воспоминаниям современников, порой напоминает красивого, романтического героя в духе Байрона.
Шацкий. Замкнутый, необщительный, предпочитает наблюдать и осмысливать окружающую жизнь в одиночку. Усидчивый, настойчивый, с детства выполняет все тщательно и добросовестно. Честолюбив, желание быть всегда первым побеждало даже страх перед учебой и учителями.
Макаренко. Первый его редактор Ю. Лукин вспоминает некрасивого близорукого человека с крупным длинным носом и как бы высушенным лицом. Но завораживают глаза: добрые, ясные, задумчивые, очень ироничные. Внешне суров, малообщителен. Подтянутый, аккуратный.
Сухомлинский. Добрый, мягкий, его коробит от грубого слова и дерзкого окрика, поэтичен, мечтателен, иногда бывал по-детски восторженным, порой казался окружающим идеалистом.
Здесь, как видим, у великих полное разнообразие. Совпадения начинаются, когда мы обратимся к такой составляющей личности, как способность, талант.
Все они были хорошими или даже выдающимися публицистами, литераторами. Кроме того:
- Ушинский. Философ, юрист, экономист, историк, практически во всех областях профессионал.
- Шацкий. Актер, музыкант (певец - драматический тенор, пианист, сочинял музыку), агроном, поэт. При том, как сам говорил, «полный самоучка».
- Макаренко. Играл на скрипке. Рисовал (в том числе портреты Толстого и Горького). Имел глубокие познания в различных областях знаний.
- Сухомлинский. Играл на свирели. Сочинял музыку. Также энциклопедически образован.
Итак, все эти люди прекрасно образованы, увлекаются искусством, способны или талантливы в какой-то области искусства.
Странное совпадение обнаруживается и тогда, когда мы обратимся к «профессиональной направленности» этих великих педагогов. Никто из них, оказывается, не мечтал, не собирался быть... педагогом.
Ушинский хотел стать историком, юристом, но только не педагогом (закончил, кстати, юридический факультет МГУ). Шацкий, по его словам, «никогда не останавливался на деятельности педагогической... примерялся к работе врача, инженера, естествоиспытателя, музыканта» (закончил сельхозакадемию). Но и выпускники Полтавского пединститута Макаренко и Сухомлинский (во времена Макаренко институт назывался «учительским») тоже не собирались работать с детьми. Известны высказывания Антона Семеновича о том, что в учителя он попал случайно, Сухомлинский сначала выбрал медицинский техникум...
Более того, когда Макаренко и Сухомлинский сами уже руководили коллективами, в их кадровой политике показателен такой момент: на работу к себе они зачастую приглашали людей «со стороны». Не учителей, не педагогов по образованию. Сухомлинский, например, перетягивает в школу электромонтера Александра Филиппова и сотрудника районной газеты Андрея Андреевича Самкова».
Лещинский В.И. и др., Всегда ли прав учитель?, М., «Педагогика», 1990 г., с. 123-124
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные возможности
Вечером 01 сентября 2019 года в 19:59 (мск) – online-лекция про одного из первых выдающихся ученых – Аристотеля.
Ссылка свободного доступа для Вас: Аристотель – гениальная личность
Изображения в статье
- Константин Дмитриевич Ушинский, By Unknown - Детский мир и хрестоматия / С-Пб. изд-во "Комета", 1994., .
- Макаренко Антон Семенович, Public Domain
- Сергей Струнников - Студенты МГПИ, Дата съемки: 1930-е , фото с сайта История России в фотографиях